Либерализация тарифов ОСАГО может привести к тому, что стоимость обязательного полиса приблизится к цене полиса КАСКО. Об этом на пресс-конференции в Екатеринбурге заявили эксперты страхового рынка в ходе обсуждения грядущей реформы автогражданки, передает корреспондент Накануне.RU.
Центробанк, напомним, опубликовал проект нового тарифного коридора. Согласно поправкам, максимальная ставка повышается с 4 118 руб. до 4 942 руб., минимальная понижается с 3 432 руб. до 2 746 руб. Это первый шаг либерализации тарифов, который может состояться уже к 2025 г.
"Сейчас хороший водитель платит за плохого, тариф примерно одинаков. После нововведений будет большая разница. Человек, который не является виновником ДТП, получит большую скидку - порядка 30-40%. Молодые водители, те, кто ездит с авариями, будут платить в два-три раза больше. Это, по оценке РСА, справедливый тариф", - прокомментировал нововведения руководитель представительства Российского союза автостраховщиков в Екатеринбурге Вячеслав Тарасов.
Представители автомобилистов говорят, что резкое повышение тарифов приведет к падению продаж полисов. Сейчас каждый третий автомобилист ездит без ОСАГО, рассказал член комитета по защите прав автомобилистов Свердловской области Дмитрий Ларионов, и это число увеличится. Данные РСА иные: из 52 млн автомобилей, зарегистрированных в РФ, полиса оформлены на 45 млн, сказали представители РСА. Страховщики не исключили, что в рамках продолжения реформы стоит более жестко наказывать тех, кто не оформляет ОСАГО.
"Административный кодекс предусматривает ответственность за отсутствие полиса ОСАГО. Если 800 руб. незначительная сумма, то, скорее всего, законодатель пойдет по пути увеличения суммы и сравняет ее со средней стоимостью ОСАГО, чтобы без полиса ездить было невыгодно", - заявил Тарасов.
"В 2014-2015 гг. у нас было повышение тарифов ОСАГО, страховые [компании] аргументировали свою позицию тем, что их бизнес убыточный. Центробанк пошел навстречу и повысил тарифы, но проблема с оформлением полисов, с навязыванием услуг осталась. Сейчас, говоря об очередном повышении тарифов, никто не вспоминает о существующих проблемах, но мотивация кнутом работает не всегда хорошо. Нужно мотивировать людей повышением лояльности страховых компаний, улучшением условий выплат потерпевшим - не должны клиенты сталкиваться с проблемами, тогда больше водителей будут оформлять полисы", - отметил Ларионов.
Страховщики говорят, что расширение коридора необязательно обернется повышением тарифов, больше платить будут только "проблемные" водители. Прогнозы о том, сколько будет стоить ОСАГО после полной отмены госрегулирования к 2025 г., разнятся. Страховщики утверждают, что за счет усиления конкуренции тарифы не повысятся.
"Есть физлицо, которое приходит покупать полис, а есть крупные корпорации, которые страхуют автопарки. Если страховщик посчитал бизнес, посмотрел рентабельность, то она может снизить тариф. Есть нижняя планка, экономически обоснованная, и верхняя, которые страховые компании, исходя из своих условий, будут применять. Рыночная модель постоянно меняется, и цены будут исходить их этой модели", - рассказал Вячеслав Тарасов.
Нельзя говорить о сговоре страховщиков для установки высоких тарифов, уверен директор филиала страховой компании Иван Косьмин. Он приводит в пример ситуацию на рынке КАСКО: компании бьются за клиентов, предлагая привлекательные тарифы. Однако сравнивать добровольное и обязательное страхование некорректно, заметил Дмитрий Ларионов.
"Сейчас мы уже видим, что все страховые компании из тарифного коридора используют для клиентов-физлиц максимальную ставку. Я не знаю ни одной страховой компании в Свердловской области, которая работала бы по минимальному тарифу. На мой взгляд, после либерализации тарифы по ОСАГО сравняются с тарифами по КАСКО. Я не говорю, что максимальная стоимость ОСАГО станет такой же, как минимальный тариф КАСКО, нет, они вполне могут просто сравняться. Но это страхование останется обязательным, водители не смогут сесть за руль без страховки, но купить ее по справедливой цене они не смогут", - сказал представитель комитета по защите права автомобилистов.