Единый день голосования увенчался рядом неожиданных и новых трендов в политическом процессе - повышение уровня протестного голосования в ряде регионов, вторые туры на губернаторских выборах в четырех субъектах РФ, определенный успех малых партий, снижение поддержки "Единой России".
Несмотря на это, прошедшие выборы характеризуются устойчивостью сложившейся в России политической и партийной системы, в которой "партия власти" сохранила политическое лидерство, хоть и в непростых условиях. Такие выводы содержатся в докладе АПЭК, посвященном итогам выборов 9 сентября.
Политологи считают, что многие из проявившихся результатов выборов носят ситуативный характер, при этом возникающие в "новой политической реальности" вызовы одинаково весомы для всех участников партийной системы.
"Несмотря на резонанс вокруг повышения уровня протестного голосования, объективный анализ показывает: "Единая Россия" по-прежнему сохраняет политическое лидерство, хотя победа была одержана ею в непростых условиях. Достаточно вспомнить, что второй тур на губернаторских выборах предполагается лишь в четырех регионах из 26, а из кампаний по выборам в заксобрания оппозиция смогла опередить "Единую Россию" только в трех территориях из 16", – говорится в докладе АПЭК.
Тем не менее парламентская оппозиция сумела канализировать протестные настроения и обеспечить неплохие результаты в ряде кампаний. Отражением этих усилий становится в том числе появление второго тура на выборах глав четырех субъектов – в Приморском, Хабаровском краях, Владимирской области и Республике Хакасия.
В АПЭК проанализировали ряд факторов, предопределивших вторые туры. Гендиректор АПЭК Дмитрий Орлов считает, что результаты "Единой России" в "регионах второго тура" были предсказуемы, поскольку и на думских выборах в 2016 году они были заметно ниже общероссийских. "Например, 38,98% в Приморском, 37,31% в Хабаровском, 38,06% в Хакасии против 54,2% по стране в целом. В случае с Владимирской областью отрыв от общероссийских результатов в 2016 году был меньше, но все равно заметен (45,20% против 54,2% соответственно)", – говорится в исследовании.
"У каждого из регионов есть особая причина второго тура. Авторитарный жесткий стиль у Светланы Орловой во Владимирской области, элитные проблемы в Приморье, очевидная незаметность присутствия Вячеслава Шпорта в Хабаровске и усталость от Виктора Зимина в Хакасии. То, что Зимин не менее проблемен для избрания, было очевидно в феврале", – прокомментировал Орлов.
Как отмечает политолог, слишком тесная ассоциация с губернаторами, имеющими антирейтинг, а также с главами регионов, жители которых выражали свою усталость от них, стала одной из технологических ошибок "Единой России", что сказалось на результате партии в этих регионах.
К слову, по прогнозу политолога, только в двух регионах у оппозиционных кандидатов есть шанс победить во втором туре выборов – в Хакасии и в Хабаровском крае.
Более результативная мобилизация протестного электората стала одной из главных особенностей губернаторских кампаний-2018. Многие из тех, кто раньше игнорировал голосование, теперь пришли на избирательные участки и поддержали оппозицию.
При этом результаты выборов формируют новые вызовы для всех партий, продолжил вице-президент Центра политических технологий Ростислав Туровский.
"Во-первых, старый запас прочности у партии власти все-таки постепенно тает. Все те вопросы о субъектности, идентичности, собственной партийной повестке будут обостряться в ближайшей перспективе. Проблем для партии власти в глубинке становится больше… Там идет явное накопление недовольства", – сказал он.
На этом фоне свои вызовы появляются и для системной оппозиции, которая "неплохо выступила на этих выборах". "Они связаны с тем, как она сможет и сможет ли стратегически распорядиться ресурсом, который она получила по итогам выборов… Что будет происходить с этим ресурсом дальше – будет ли он "распродан" или будет осмыслен, и позиции этих партий будут укрепляться, вопрос большой", – пояснил политолог.
Эксперты, комментируя итоги выборов, отмечают рост конкурентности в системе в целом и на левом фланге в отдельности. Выделяют и укрепление позиций целого ряда малых партий, которых "еще привыкли считать спойлерами". В этой связи статус КПРФ, как главного выгодоприобретателя по итогам прошедшей избирательной кампании, ряд политологов оспаривают.
"Ситуативно КПРФ получила больше всего, канализировав протесты, но если посмотреть на результаты малых партий – КПСС, "Коммунисты России", РПП… у них все впереди", – считает директор Центра политического анализа Павел Данилин. По его мнению, после этих выборов у КПРФ "должны волосы стоять дыбом", поскольку "партия превращается из той, которая всегда имела первенство среди левых партий, всего лишь в "одну из".
Отметим, "Коммунисты" России" прошли в представительные органы Хакасии (8,01%), Ярославской (6,63%), Ульяновской области (5,83%), Ненецкого автономного округа и Ростовской области (около 5%), "Коммунистическая партия социальной справедливости" проходит в заксобрание Владимирской области (6,14%), "Партия пенсионеров России" прошла в региональный парламент Забайкальского края (6,15%). "Серьезной угрозы для парламентских партий их непарламентские конкуренты создать не могут. Тем не менее может вырасти внимание к непарламентским, но не связанным с радикальной оппозицией силам со стороны политиков местного и регионального уровня при подготовке к Единому дню голосования-2019", – делают вывод в АПЭК.
Значимым фактором, повлиявшим на исход региональных и муниципальных выборов, хоть и не единственным, стала и пенсионная "реформа", отмечается в докладе. Оппозиция в ходе этих выборов делала серьезную ставку на критику повышения пенсионного возраста
"Второй тур в регионах – это показатель резко возросшего за последние недели протестного настроя людей. Согласен с тем, что обращение Владимира Путина по поводу пенсионной реформы могло в какой-то степени эти настроения подстегнуть. Люди поняли его по-своему, они ожидали чего-то другого. Показатель здесь – в малых городах результаты у КПРФ… Таких результатов у коммунистов не было никогда", – отметил политолог Максим Жаров.
Директор АНО "НИЦ "Особое мнение" Екатерина Курбангалеева согласилась с тем, что значимость пенсионной повестки в ходе выборов нельзя недооценивать. Она подчеркнула, что пенсионная реформа "определила водораздел между губернаторскими кампаниями и кампаниями в заксобрания регионов", и губернаторы в большинстве своем от обсуждения пенсионной повестки отказались. Например, как рассказала эксперт, кандидаты на пост глав Ивановской и Владимирской областей "испытывали затруднение" в связи с вопросами повышения пенсионного возраста, "уходили в позитивную хозяйственную повестку".
В целом политологи отмечают, что "партия большинства" проделала недостаточную работу по сопровождению пенсионного "маневра" в ходе нынешней кампании, что также отчасти сказалось на результатах "ЕР".