В Екатеринбурге 12 октября состоялся III круглый стол историков и краеведов "Трагедия плена", посвящённый проблемам изучения судеб военнопленных, оказавшихся на Урале в годы Первой и Второй мировых войн, а также российских и советских солдат, попадавших в плен. В мероприятии приняли участие начальник Управления архивами Свердловской области Александр Капустин, уполномоченный по правам человека в Свердловской области Татьяна Мерзлякова, третий секретарь представительства МИД в Екатеринбурге Михаил Косарев, представители общественных организаций и исследователи из различных регионов России, ближнего (Казахстана и Кыргызстана) и дальнего (Германии, Словакии) зарубежья, передает корреспондент Накануне.RU.
Работа по поиску сведений об иностранных военнопленных началась с 90-х гг. Ранее она затруднялась тем, что область этих сведений была закрытой.
Член Общества изучения истории отечественных спецслужб Владимир Кашин рассказал о том, что пленные зарубежных армий появились на Урале ещё в годы Первой мировой войны. На территории Казанского военного округа, куда входил весь Большой Урал, во время Первой мировой войны в плену находились 285 тыс. иностранцев. Из 400 лагерей около 30 находились на Урале – в Екатеринбурге, Челябинске, Кургане, Троицке, в каждом до 10 тыс. человек, труд которых активно применялся в промышленности, к 1917 г. – 55 тыс., более трети всех занятых в промышленности на горнозаводском Урале. После заключения Брестского мира военнопленные начали возвращаться домой, однако многие из них приняли участие в Гражданской войне, на стороне контрреволюции - как, например, части белочехов, либо красных, несколько бывших военнопленных получили удостоверения воинов-интернационалистов уже в 1918 г.
С Первой мировой войной связано и возникновение такой организации по уходу за воинскими захоронениями, как Народный союз Германии. Тогда французы выступили против того, чтобы этим занимались военные. В результате уход за оказавшимися за границей могилами немецких солдат стал осуществляться в порядке гражданской инициативы. Как рассказал профессор Дитер Ландграф-Дитц, сейчас бюджет организации составляет около 40 млн евро в год, значительная часть которых представляет собой пожертвования немецкого народа – прежде всего родственников погибших солдат. Однако в настоящее время количество пожертвований уменьшается. 2/3 бюджета организации приходится на пожертвования, около трети финансирования выделяет правительство, но уже через десять лет ситуация может стать диаметрально противоположной. Организация активно занимается уходом за могилами немецких военнослужащих на территории всего бывшего СССР.
Исследователи обсудили проблемы и обменялись опытом в области поиска информации по пленным и интернированным в России, установлению имён советских военнопленных, погибших на территории Германии.