РПЦ выступила с напоминанием для мирян о невозможности православным посещать греческие храмы и церкви Константинопольской церкви, в том числе любимый нашим президентом Владимиром Путиным и другими чиновниками Афон.
В заявлении Синода сказано: "Невозможно для нас продолжение евхаристического общения с его иерархами, духовенством и мирянами. Отныне для всех священнослужителей Русской православной церкви невозможно сослужение с клириками Константинопольской церкви, а для мирян — участие в таинствах, совершаемых в ее храмах".
Дьякон РПЦ Андрей Кураев считает, что этим самым заявлением РПЦ начинает "Русскую Реформацию", потому что в рамки старых канонов заявление не укладывается. Другие поместные церкви могут на словах поддержать РПЦ, но не станут разрывать литургическое общение с фанариотами, а по канонам – вступление с раскольниками в евхаристическое общение является каноническим преступлением.
"А раз они остаются в общении с Константинополем, значит, по канонам становятся столь же заразны, как и он. То есть каноны потребуют порвать и с ними. Но объявить анафему всем поместным церквям не хочется. Значит, апологетам патриархии придется изворачиваться и объяснять свое не-следование канонам. Отчего это мы Христа в таинствах Константинопольской церкви не видим, а сербы или болгары – видят? И почему же с этими "прельщенными слепцами" мы общения не прерываем – вопреки требованию канонов?" – написал Кураев в своем блоге.
В беседе с Накануне.RU диакон пояснил, что разрыв отношений – чисто односторонняя акция: "Заметьте, греки нам ничего не запрещают, ни нашим священникам, ни нашим прихожанам. Мы прекращаем упоминание в молитве патриарха Варфоломея, который в своем повиновении возносит патриарха Кирилла, как патриарха Московского и всея Руси. На Крите не собираются отталкивать русских паломников. То есть это все равно, что налагать ограничения на своих граждан, как бы в отместку какому-то зарубежному партнеру".
"Это решение нашего Синода портит атмосферу в самой церкви", – уверен эксперт.
И оно саморазрушительно, считает Кураев, подобная изоляция может привести к тому, что наша церковь будет деградировать до уровня церкви одной нации – как Армянская, например. И если нам запрещают участие в "таинствах", то значит, эти "таинства", которые могут быть только у каноничной церкви, все же есть?
"Заявление московско-минского Синода гласит: "Невозможно участие в таинствах, совершаемых в ее храмах". Так таинства все же совершаются? Но не для нас? Так это мы отлучены от совершаемых ими таинств? И кто тогда раскольник? (…) Если таинства у константинопольских общин есть – значит, они православны. Если православны и благодатны – как может быть разрыв и запрет на участие в таинствах? Как можно повернуться спиной ко Христу?" – задается вопросом диакон Андрей Кураев.