С завершением федеральных выборов уменьшились и траты федерального бюджета на средства массовой информации. Соответствующие статьи в проекте госказны на 2019 г. потеряли порядка 10 млрд руб., но на финансировании крупнейших российских телеканалов и информационных агентств Минфин по-прежнему не экономит, передает корреспондент Накануне.RU.
Финансирование государственной программы "Информационное общество" в 2019 г. составит 137,2 млрд руб. - сумма меньше, чем в 2018 г. (на 1 сентября уже израсходовано 138 млрд руб.), но почти на 30 млрд руб. превышает прогноз. Изменения обусловлены дополнительными расходами на строительство "цифровой экономики" (заложены 12 млрд руб. на создание интегрированной сети связи для нужд обороны, 5 млрд руб. - на подключение больниц к сети Интернет), а финансовая поддержка СМИ, напротив, сократилась.
Субвенции по разделу "Средства массовой информации" составили 74,7 млрд руб., напомним, в 2018 г. стартовое финансирование было заложено на уровне 82,9 млрд руб. В 2020 и 2021 гг. расходы должны сократиться до 68 млрд руб. Однако "экономия" не коснулась ключевых СМИ.
Вместо обещанного сокращения бюджета Russia today до 17,7 млрд руб. расходы выросли до 20,5 млрд руб. В 2020 и 2021 гг. канал получит 18,1 и 18,3 млрд руб. Бюджет RT почти догнали суммы, которые осваивает ВГТРК - это 21,9 млрд руб. в 2019 г. с учетом финансирования мероприятий по переходу на "цифру". Ассигнования МИА "Россия сегодня" тоже выросли - до 7,3 млрд руб. вместо прогнозируемых 6 млрд руб.
Как и прогнозировалось, агентство ТАСС получило средства на создание "общественно-политического канала" для детей в возрасте 8-16 лет, ежегодно на эти цели выделено 70 млн руб. Кроме того, дополнительные 500 млн руб. федеральное агентство получило на ведение международной деятельности. Суммарно ТАСС выделят из бюджета почти 2,5 млрд руб. в 2019 г. и по 2 млрд руб. - в 2020 и 2021 гг. Неприкосновенными остались и 3 млрд руб. "Общественного телевидения России".
На чем, а точнее, на ком удалось сэкономить? В первую очередь, это "Матч-ТВ", в 2018 г. "Национальный спортивный телеканал" получил почти миллиард на трансляцию мероприятий Чемпионата мира по футболу. В 2019 г. господдержка сократилась до 194 млн руб. - на XXIX Всемирную зимнюю универсиаду в Красноярске. Кроме того, значительно сократились субсидии "Российской телевизионной радиовещательной сети" (РТРС) на организацию вещания в малонаселенных пунктах. Это связано с переходом в 2019 г. на цифровое вещание.
Отметим, что если телевидение и электронные СМИ в целом получают дополнительные субсидии (плюс 3 млрд руб. к объемам, утвержденным в текущем бюджете), то печать теряет поддержку (сокращение субсидий по статье "Поддержка печатных средств массовой информации" на 833 млн руб.).
Увеличение дотаций для СМИ в 2018 г. эксперты объясняли двумя крупными событиями - политическим - выборы президента и спортивным - мундиаль. Хотя избирательная кампания прошла успешно для действующей власти, непопулярные решения, принятые после выборов, обрушили ее рейтинг. Над имиджем власти предстоит поработать журналистам. Рост расходов на государственные СМИ означает, что в отсутствие политической и экономической стратегии власти решили сосредоточиться на пропаганде, считает журналист Максим Шевченко.
"Ездить по ушам населению - единственный выход, который видят власти в кризисе. Они полагают, что недовольство пенсионной "реформой" связано с недостатком пропаганды в пользу "реформы". Федеральным СМИ в 2019 г. также нужно объяснить, что санкции против России - это хорошо, это наша общая борьба, а не проблемы олигархов, вызванные политикой. Также нужно делать вид, что нет общего обнищания народа, не давать заметить разрушение производств, говорить, что школы строятся, хотя они закрываются - и так далее. Это создание когнитивного диссонанса у населения, что дорого в масштабах государства", - поделился он своим мнением с Накануне.RU.