Нефтяные компании России больше не хотят сдерживать цены на топливо на АЗС.
Об этом они заявили совещании у зампреда правительства Дмитрия Козака, который отвечает за нефтегазовую отрасль. "Нефтяники объективно доложили ситуацию на топливном рынке. Все как один били в колокол: цены на автозаправочных станциях сдерживать дальше невозможно, заправки работают в убыток", – рассказал человек, близкий к участникам совещания.
С июня вертикально-интегрированные нефтяные компании не повышают цены на АЗС – об этом весной они договорились с правительством в обмен на снижение акцизов. Кроме того, правительство обещало им с 2019 года компенсацию за внутренние поставки топлива – это на языке чиновников называется "демпфирующий механизм".
Но с сентября нефтяники начали поднимать оптовые цены – на бирже рост составил около 6%. "Чтобы как-то компенсировать убытки на АЗС", – объясняет человек, близкий к участникам совещания у Козака. Пострадали независимые АЗС: они уже повышают цены. Они хотя и не обещали их сдерживать, но были вынуждены делать это, чтобы не терять клиентов.
А нефтеперерабатывающие заводы опасаются, что завершение налогового маневра ударит по переработке нефти и приведет к росту внутренних цен на сырье. "Пока не ясно, как будет работать налоговый маневр, а с 1 января повышается акциз, что неизбежно должно привести к росту цен, – продолжает собеседник. – Даже предложенные меры поддержки не позволяют перерабатывающей отрасли работать на грани рентабельности, говорить же о модернизации в этих условиях не приходится". В законе о завершении налогового маневра предусмотрено экстренное повышение пошлины на топливо, если за месяц мировые цены на нефть выросли на 15%.
Против заградительной пошлины выступает Минфин – она убьет нефтепереработку, особенно независимые НПЗ, говорил директор налогового департамента Минфина Алексей Сазанов. Он также исключал возможность новой компенсации нефтяникам за внутренние поставки: "Налоговые и экономические меры стимулирования мы уже исчерпали".
Сейчас уже прорабатываются ранее объявленные поправки в Налоговый кодекс в части завершения налогового маневра, которые в том числе направлены на стабилизацию цен на внутреннем рынке, говорит представитель Минфина. Ситуация на топливном рынке не критична, а чтобы не допустить значительного роста цен, предусмотрен демпфирующий механизм, продолжает он. Сейчас обсуждается, какие еще варианты регулирования топливного рынка можно предусмотреть, говорит представитель Минфина, не уточняя их.
Ситуацию на топливном рынке удается держать под контролем, заявил Козак: "Мы обсудили с нефтяниками возможные варианты действия, чтобы прекратить ручное управление рынком. У государства есть достаточно инструментов для регулирования <...> Сегодня есть инструмент установления заградительных пошлин на нефтепродукты, чтобы снизить экспортный нетбэк", сообщают "Ведомости".