В Югре снижается потребление крепкого алкоголя. Об этом говорят результаты масштабного исследования. При этом рейтинг агентства "Zoom market", заявившего, что Ханты-Мансийск - в тройке лидеров по потреблению алкоголя, создан непрофессионально, сообщили Накануне.RU в департаменте общественных и внешних связей ХМАО.
Напомним, столица автономии стала вторым в списке самых пьющих городов страны, уступив лишь Саратову. Депутат окружной думы Александр Новьюхов сказал в беседе с Накануне.RU, что "такой итог – полный бред: в городе мало питейных заведений и очень развита культура здорового образа жизни".
Комментируя итоги исследования агентства, в департаменте сообщили, что в основе любого анализа должна лежать четкая методология сбора данных, которая не будет ставить под сомнение само исследование. В открытых источниках отсутствует информация, каким именно образом маркетинговое агентство "Zoom market" собирало и анализировало данные для составления списка, который авторы представляют как "рейтинг самых пьющих городов России".
В департаменте отметили, что, по имеющимся данным, агентство опросило 3 тыс. 250 человек в 25 городах, то есть по 130 в каждом из них. Опрос проводился на улице, в разных районах городов – не факт, что самых благополучных, что тоже сказывается на итогах – среди граждан в возрасте от 19 до 73 лет. Итоговый рейтинг городов составлен посредством простого подсчета количества утвердительных ответов на вопрос анкеты "Употребляете ли вы алкоголь?". Выборка является недостаточной и составлена без учета численности жителей в каждом городе. Профессиональным социологам и простым обывателям этих данных будет достаточно, чтобы сделать вывод о нерепрезентативности опроса.
В противовес данным "рейтинга" можно привести сведения регионального социального исследования, которое Центр медицинской профилактики провел в 2017 г. во всех 22 муниципалитетах Югры. По его итогам, в отношении Ханты-Мансийска были выявлены такие тенденции. Почти 40% опрошенных отметили, что крайне редко употребляют алкоголь, 20% никогда не употребляют спиртные напитки, 17% - что употребляют алкоголь один или несколько раз в месяц. Лишь 8,2% ответили, что употребляют алкоголь каждую неделю. Если говорить о масштабах всего округа, то только 15% респондентов отметили, что употребляют алкоголь один или несколько раз в месяц. 35,8% крайне редко употребляют алкоголь. Совсем не пьют 31,2% опрошенных.
Маркерами степени алкоголизации должны быть не только социологические, но и статистические данные. Реальную картину покажут такие цифры, как, к примеру, количество продаваемой алкогольной продукции в определенный временной период или количество пациентов соответствующих наркологических организаций.
Сравнительный анализ объемов продаж алкогольной продукции показывает, что продажа крепких спиртных напитков в регионе демонстрирует отрицательную динамику – минус 5,4 пункта в сравнении с прошлым годом. Продажи винодельческой продукции также падают – на 2,5%. Потребление алкоголя в Югре вдвое ниже в сравнении с общероссийскими показателями (9,1 л на душу населения против 18). Данные цифры содержатся в отчете по итогам исследования, посвященного проблеме роста потребления жителями алкогольных напитков, которое провел окружной департамент общественных и внешних связей в 2017 г.
Есть и другие статистические примеры. По данным департамента здравоохранения Югры, в рамках диспансеризации определенных групп взрослого населения за 9 месяцев 2018 года риск пагубного потребления алкоголя в Ханты-Мансийске выявлен у 24 человек. В целом по региону эта цифра составляет 626 человек. Отмечается снижение количества летальных исходов от отравления алкоголем и его суррогатами на 9,1 % в 2017 г. и составляет 16,9 на 100 тыс. населения или 20 случаев (в 2016 - 22,6 на 100 тыс. населения или 22 случая). По данному показателю Ханты-Мансийск находится на шестом месте среди всех 22 муниципальных образований. Наблюдается небольшое увеличение числа людей, зарегистрированных с диагнозом "алкоголизм" в 2017 г. В 2016 г. на 100 тыс. населения приходилось 973 таких случая, в прошлом году – 1 тыс. 61 случай.
Ниже представлен анализ количества лицензионных объектов розничной продажи алкогольной продукции (магазины и общепит) по городам, которые названы в "рейтинге". Его провел департамент экономического развития Югры, и результаты также демонстрируют несостоятельность рейтинга. Логично предположить, что в городах, которые названы "самыми пьющими", должно быть и больше точек продаж. Но цифры говорят о другом и "рейтингу" не соответствуют.
Город из рейтинга Zoom market |
место в рейтинге Zoom market |
количество лицензионных объектов розничной продажи алкогольной продукции |
численность населения |
доля лицензионных объектов розничной продажи алкогольной продукции на 10 тыс. чел. населения
|
Саратов |
1 |
1432 |
845079 |
16,9 |
Ханты-Мансийск |
2 |
105 |
98589 |
10,7 |
Москва |
16 |
10256 |
12443566 |
8,2 |
Екатеринбург |
19 |
1983 |
1495029 |
13,3 |
Нижний Новгород |
24 |
1963 |
1268852 |
15,5 |
Казань |
25 |
2299 |
1237689 |
18,6 |
По данным Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, Югра по количеству лицензированных точек продаж на душу населения занимает четвертое место в УрФО и 62 место – в целом по России.