27 октября в Екатеринбурге откроется выставка Союза потомков галлиполийцев "С нами Бог, да воскреснет Россия!", посвященная пребыванию солдат белого движения на полуострове Галлиполи. Как сообщили Накануне.RU в епархии, на мероприятии выступит со торжественным вступительным словом митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл.
Выставка познакомит читателей с фотографиями из личных архивов потомков членов белого движения из Франции, Бельгии, Великобритании, Австралии, США и других стран. Напомним, что в 20-х годах на Галлипольском полуострове (европейская часть Турции) разместились части русской армии генерала Петра Врангеля (известного под кличкой "Черный барон"), бежавшие из Крыма.
"Сейчас не только Врангеля воспевают, – говорит Накануне.RU доктор исторических наук Александр Пыжиков, – это надо понимать. Воспевают вообще всех "героев", если так можно сказать, которые возглавляли "белую" армию. А Врангель как раз из этой серии. То есть воспевают и Колчака, и Деникина, и многих других – кого-то больше, кого-то меньше, но тенденция ясна".
После февральского переворота Врагнель поддержал новое правительство и отречение Николая II, во время Гражданской войны он уехал на юг "пережить смуту", но не получилось отсидеться спокойно, он возглавил остатки армии после провала Деникина. Когда Красная армия победила и вошла в Крым – "Черный барон" вывез 150 тыс. "белых" на кораблях в Турцию, при этом судна предоставила ему Франция, взамен потребовавшая признать весь торговый флот, находящийся за пределами России, собственностью Франции – Врангель согласился.
"Этот человек был насквозь враждебен своей Родине. Видя, что советская власть победила во всей стране, он продолжал упорствовать, контролируя только Крым и северную часть оконечности Украины. Он шел на откровенное преступление, продолжая войну, результаты которой были уже известны. И из-за него уйма народу полегла, десятки тысяч человек – многих в эмиграцию отправил, правда часть из них вскоре вернулась. Он если не преступник, то идиот, который сделал безумное дело", – комментирует действия "патриота Врангеля" доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института российской истории РАН Юрий Жуков.
В Турции белой армии никто не был рад, Франции и Англии они как армия не были нужны – если армия, так идите и сражайтесь, а если нет – то вы беженцы. Но Врангель хотел вместе с французами и англичанами курировать Дарданеллы и считал свою армию действующей. Вот что он говорил тогда: "Дело свое не брошу, буду бороться до конца. Армия не распадется, армия – это национальная Россия, около армии все могли бы объединиться – вот в нескольких словах мой план".
"Дело свое не брошу" – когда уже бросил свое дело и эмигрировал; "армия не распадется" – когда она уже распалась, а часть флота по договоренности должна была забрать себе Франция. Если это и правда была "национальная Россия" – то проект явно неудачный. Вскоре французы заявили, что больше не собираются кормить гарнизоны "великой русской армии". Отправили ее в Болгарию. Потом пришлось перебраться в Югославию. Врангелю ставят в заслугу, что он сохранил "дух русской армии" – нанимать на черную работу стали не отдельных русских, а целые воинские части.
"Он создал Русский общевоинский союз, который посылал диверсантов, террористов на протяжении всех 20-х годов – убивали, взрывали свой же народ. Террористы! Врангель создал террористическую организацию. Вот об этом нужно было говорить. Дух Российской армии не заключался в диверсиях и терактах против своего народа, своей страны. Это взаимоисключающие вещи. Либо ты со своей страной, со своим народом, либо против них. И тогда ни о каком духе, ни о какой русской армии говорить не приходится", – заявляет историк Юрий Жуков.
Сегодня Союз потомков галлиполийцев является последователем Общества галлиполийцев, носит лишь мемориальный характер и сотрудничает с властями России при поддержке Русской православной церкви. Примечательно, что выставка о потомках армии поддержавшего отречение Николая II Врангеля пройдет в просветительском центре "Царский". Солидарность епархии с потомками армии "Черного барона" понять можно – в 1917 г. Церковь тоже была подвержена антимонархическим настроениям, а Синод нейтрально отнесся к отречению Романова и даже принял небогопомазанную власть Временного правительства. Но вот представлять грядущую выставку как очередной шаг в почитании памяти последнего императора, царского периода и русской державности – даже как-то кощунственно.