На президентских выборах в Грузии ни один из кандидатов не смог набрать более 50% голосов. После подсчёта 99,57% голосов со всех избирательных участков кандидат Саломе Зурабишвили, поддерживаемая на выборах правящей партией "Грузинская мечта", набрала 38,66%, на втором месте Григол Вашадзе от бывшей правящей партии "Единое национальное движение" с 37,7% голосов. Второй тур назначен на 1 декабря.
Явка была относительно невысока, она составила 47%, что, впрочем, для Грузии традиционно - в 2013 году она составила 46,6%. Не обошлось без курьёзов: на избирательном участке в городе Марнеули произошла драка между представителями партий "Национальное движение" и "Грузинская мечта", а в Тбилиси один из избирателей испортил бюллетень, вписав туда имя средневекового царя Давида Строителя, отметив, что даже мёртвые лучше всех нынешних кандидатов.
Политолог Александр Чачия рассказал Накануне.RU о том, что ситуация с выборами свидетельствует о политической апатии населения страны. Во-первых, интересны данные по заявленному количеству избирателей. Грузинские власти заявили, что у них избирателей 3,5 млн.
"По спискам, может, и так, но, как говорят мне очень авторитетные независимые демографы, в республике не проживает и 4 млн человек – а всего примерно 3,8 млн. Поэтому 3,5 млн избирателей никак не получается. Явка невообразимо низкая, сама она – это удар по репутации власти", – отметил эксперт.
Итоги первого тура президентских выборов свидетельствуют о полном крахе нынешней власти в Грузии, о потере ею авторитета в массах, о политической апатии населения, котораяпереходит уже в раздражительность, считает политолог. По его мнению, это проявилось и в том, что некоторые из голосовавших за "Национальное движение" сделали это в пику правящей партии – "настолько она надоела всем своими неадекватными действиями, своим бездействием, абсолютно равнодушным отношением к нуждам людей, к выполнению обещаний".
Причина этого, по мнению Александра Чачии, кроется в том, что нынешняя правящая элита – люди, в большинстве своем случайно попавшие во власть, не знающие, что с ней сделать. Сам Иванишвили, нынешний правитель Грузии, это человек, по мнению эксперта, который пришёл из бизнеса, заработал в 90-е в России крупные деньги, и решил, что если он смог стать успешным бизнесменом, то сможет стать и успешным правителем страны. И свою бизнес-практику распространил на государственное управление, решил, что "имеет 100% акций".
"Но государственное управление это нечто иное. Его сознание, уровень образования, подготовки не дали ему возможность оценить адекватно состояние дел, перспективы, и пути развития", – считает Александр Чачия.
Неудача в первом туре, однако, ещё не означает полного краха "Грузинской мечты". У Саломе Зурабишвили сохраняются шансы на победу. Сделать это можно, задействовав в полной мере административный ресурс. "Я думаю, что административный ресурс не был в достаточной степени мобилизован по причине самовлюблённости. Иванишвили решил, что выдвинутого им кандидата народ обязательно поддержит. Мне кажется, что они стали жертвой своих собственных представлений об отношении к ним людей", – подчеркнул Александр Чачия.
Вместе с тем, кто бы из кандидатов ни одержал победу во втором туре, ждать какой-либо перемены внешнеполитического курса Тбилиси, и, в частности, улучшения отношений с Москвой, не приходится.
Ни один кандидат из верхушки списка на 25 человек не являет собой некую альтернативу внешней политике Саакашвили, Шеварнандзе или Иванишвили. Потому что, как считает эксперт, внешняя политика Грузии давно уже не прерогатива грузинского руководства, а Госдепартамента США. Александр Чачия напомнил, что и Зурабишвили, и Вашадзе были министрами иностранных дел при Саакашвили: Зурабишвили – из Франции, Вашадзе из России. При Саакашвили их политика отличалась ярой русофобией, антироссийским вектором и полным подчинением Соединённым Штатам. Новый президент, какие бы полномочия у него ни были, никакую инициативу по улучшению отношений с Россией проявлять не будет. Поэтому рассчитывать на потепление в связи с выборами не приходится.