Более 200 кинокритиков из 43 стран составили список 100 лучший фильмов по просьбе "BBC", в топ-100 вошли сразу шесть работ советских кинорежиссеров, среди них: "Зеркало" Андрея Тарковского, "Броненосец Потемкин" Сергея Эйзенштейна, "Андрей Рублев", "Сталкер" и "Солярис", а также фильм Элема Климова "Иди и смотри", передает корреспондент Накануне.RU.
"Ничего удивительного, время – это река, она уносит наиболее легкие фракции, а тяжелые остаются. Так оно и должно быть, в общем-то, – рассказал Накануне.RU публицист, писатель и критик Дмитрий Лекух. – Кино и правда переживает сейчас тяжелейший кризис, оно где-то перестало быть искусством, а стало компьютерной игрушкой. Понятно, что все делается для денег, а компьютеры удешевляют производство, хотя бюджеты фильмов только растут".
"Броненосец Потемкин" давно вошел в анналы истории кинематографа, фильм был снят в 1925 году на первой кинофабрике "Госкино" в СССР, неоднократно признавался лучшим фильмом в истории в разные годы. В основе сюжета историческое событие – восстание на "Потемкине", яркое событие революции 1905-1907 годов в России, первый случай вооруженного мятежа целой воинской части. В конце ленты на мачте броненосца развевается красный флаг.
Фильм Тарковского "Андрей Рублев" – тоже историческая драма киностудии "Мосфильм", сюжет охватывает временной период с 1400 по 1423 годы, этап неурядиц на Руси показан глазами монаха-иконописца. Интересно, что советское общество спокойно отнеслось к церковной теме, но вокруг фильма разразился скандал из-за жестокого обращения с животными во время съемок.
Фильм Тарковского "Зеркало" отражает реалии советской действительности, прошлого и настоящего для режиссера времени, в картине много вставок из кинохроник гражданской войны в Испании, Великой Отечественной, запуск советских стратостатов, за кадром звучат стихи, сюжет в трех временах, главного героя мы видим только ребенком из прошлого, а в настоящем смотрим "его глазами". Из-за новаторской съемки, авторского подхода критиками в СССР фильм был принят с осторожностью.
"Сталкер" Тарковского был снят по мотивам повести "Пикник на обочине" братьев Стругацких и, по словам режиссера, "легально затронул трансцендентность". "Солярис" также необычный фильм, он снят по фантастическому роману Станислава Лема и затрагивает темы этики, тоже входит в топ величайших фантастических фильмов в истории кино.
Военная драма "Иди и смотри" Элема Климова демонстрирует ужасы деяний нацистов на оккупированных землях СССР в 1943 году, в центре сюжета мальчик, который в течение двух дней превращается в седого старика. На одном из обсуждений фильма встал пожилой немец и сказал: "Я солдат вермахта. Больше того – офицер вермахта. Я прошел всю Польшу, Белоруссию, дошел до Украины. Я свидетельствую: всё рассказанное в этом фильме – правда. И самое страшное и стыдное для меня – что этот фильм увидят мои дети и внуки". Советский Союз выдвинул ленту, вызвавшую шок во всей Европе (у кинотеатров дежурили кареты "скорой помощи"), на Оскар, как "Лучший фильм на иностранном языке", но комитет премии не утвердил номинацию.
Тем не менее, фильмы, которые были-таки номинированы на престижные голливудские премии от нашей страны, в список лучших работ не попали, как и многие нашумевшие новинки отечественного кино-прома, идущие под грифом "непризнанного искусства" и современной арт-классики.
"Иди и смотри", действительно, достаточно сильный, жестокий фильм, хотя лично мне он не очень нравится. Надо признать, это хорошо сделанное кино, цельное произведение искусства. Но все-таки золотая эпоха советского кинематографа пришлась на 50-60-е и ранние 70-е годы, в 80-е уже развивались какие-то более мелкие, частные истории, – говорит Дмитрий Лекух. – Сегодня мы имеем ряд проблем с кино, и идут они от клановости кинематографа – что ни творец, то сын, внук, то есть замкнутое культурное пространство, которое, естественно, вырождается. Сейчас российское кино – дорогостоящая игрушка "для своих", и выдавить из себя шедевр в такой ситуации весьма и весьма проблематично".