В столице Южного Урала обсудили первые результаты реформы местного самоуправления, реализованной в Челябинске в 2014 году. Схему, при которой в городе были образованы внутригородские районы со своими органами власти, полномочиями и бюджетами, могут распространить и на другие регионы. Об этом на выездном заседании комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Госдумы сообщил председатель Алексей Диденко, передает корреспондент Накануне.RU.
Напомним, в 2014 году Челябинск стал городским округом с внутригородским делением. Семь районов приобрели статус самостоятельных муниципалитетов со своими органами власти, полномочиями и бюджетами. Такая же реформа была проведена еще в двух городах России – Самаре и Махачкале.
Как отметил сегодня на круглом столе Алексей Диденко, тема организации деятельности городских округов с внутригородским делением в последнее время получает новое звучание. Это связано с разработкой Стратегии пространственного развития России, в которой делается серьезный акцент на развитие крупных городских агломераций.
"В этой связи интересен опыт создания городских округов с внутригородским делением в крупнейших агломерациях. Челябинск был пионером в создании новой формы территориальной организации подобного типа. Мы прекрасно осознаем и понимаем, что система не лишена изъянов и проблем. Это мероприятие организовано для того, чтобы услышать все трудности и учесть их в дальнейшем, и данную схему распространить на другие регионы", - подчеркнул он.
По словам депутата, данная схема организации местного самоуправления положительно себя зарекомендовала, а опыт Челябинска позволит устранить препятствия для дальнейшего развития этого института. Основная цель – сделать власть ближе к народу. Так, в Челябинске образовано семь районных советов и избрано 170 депутатов.
"Количество депутатов в Челябинске, которое мы сегодня наблюдаем, как раз отвечает интересам населения", - считает Диденко.
Парламентарий подчеркнул, что есть разные мнения и оценки, но в целом отношение к институту внутригородского деления воспринимается положительно.
Главный федеральный инспектор по Челябинской области Сергей Морев считает нецелесообразным установление законодательного предписания об обязательном преобразовании всех городских округов с численностью жителей свыше 500 тысяч человек в городские округа с внутригородским делением.
"Причин тому несколько и касаются они различных аспектов деятельности органов местного самоуправления от финансово-экономических до организационных и политических", - подчеркнул он.
По его мнению, это может привести к неоправданному росту численности выборных должностных лиц и дополнительным расходам местных бюджетов на управленческий аппарат. Также не исключена вероятность обострения борьбы местных элит за земельные, градостроительные и бюджетные ресурсы.
"Такой поворот событий более чем возможен", - подчеркнул он.
Кроме того, в уральском полпредстве считают, что создание дополнительных муниципальных образований с относительно самостоятельными бюджетами, может привести к увеличению разрыва неравенства между районами с разными ресурсными возможностями.
"А это в свою очередь может повлечь рост социальной напряженности среди населения городов", - добавил главный федеральный инспектор по Челябинской области.
Сергей Морев предложил проработать вопрос о внесении изменений в действующее законодательство, которые дадут возможность поселениям с сельским укладом жизни объединяться в одноуровневое муниципальное образование.
"В целях оптимизации аппарата, предлагаем не вводить дополнительный новый вид муниципального образования, вместо этого предусмотреть возможность существования муниципального района как в двухуровневом варианте, так и в одноуровневом. Прошу данное предложение включить в результативную часть рекомендаций", - подчеркнул он.