Новости
Беспритязательный и невыполнимый: Счетная палата и Госдума раскритиковали нацпроект "Образование"
Образование | В России

Счетная палата (СП) и депутаты Госдумы раскритиковали национальный проект "Образование", который представила на правительственном часе министр просвещения Ольга Васильева. По одним направлениям стратегический документ закрепляет низкие показатели, по другим – ставит невыполнимые задачи. Нацпроект изобилует "пустыми" цифрами вместо четких критериев эффективности проведенной работы. Аудитор СП и депутаты Госдумы указали главе образовательного ведомства на противоречия национального проекта и напомнили о нерешенных проблемах, передает корреспондент Накануне.RU.

В основе национального проекта "Образование" – две цели: вхождение российского школьного образования в десятку лучших мировых систем и воспитание гармонично развитой личности, заявила Васильева.

На реализацию этих целей из федерального бюджета выделят 746 млрд руб., 46 млрд руб. – из региональных бюджетов и 15,5 млрд руб. – субсидий, которые пойдут в регионы.

Аудитор Счетной палаты Михаил Мень отметил, что почти во всех детских садах создана развитая предметно-пространственная среда. При этом доступность дошкольного образования в целом по стране составляет для детей в возрасте от трех до семи лет 99%, а для детей в возрасте от двух месяцев до трех лет — 79,8%.

"Эти показатели достигнуты, в том числе, за счет перенаполненности дошкольных групп и переоборудования спецпомещений под допместа. Таким образом, говорить о создании качественной предметно-пространственной среды представляется, на взгляд Счетной палаты, преждевременным", - заявил он.

Ольга Васильева, Госдума(2018)|Фото: Госдума

Помимо обеспечения доступности дошкольного образования, в нацпроекте не указаны никакие другие мероприятия и целевые показатели, характеризующие развитие этой ступени, добавил Мень.

К 2025 г., напомнил аудитор, школы должны избавиться от второй смены за счет строительства новых зданий, вместо этого в проекте предусмотрена лишь ликвидация третьей смены в пяти регионах.

На новые места в школах потратят 112,3 млрд руб., но никаких расчетов потребности в новых местах в нацпроекте нет, подчеркнул аудитор СП.

"Показатель "число детей, обучающихся на вновь созданных местах в образовательных организациях на селе" запланирован в абсолютных цифрах и не дает представления об обеспечении односменного режима на указанных территориях", - пояснил Мень.

Более того, составители программы заложили недостаточно средств на создание одного места в школе на 400 учеников.

Михаил Мень(2018)|Фото: Госдума

"Данный показатель имеет риски недостижения, так как при расчете финансового обеспечения министерством предусмотрена средняя стоимость создания одного места в школе в размере 608 тыс. руб., но с учетом нормативов, стоимости строительства и оборудования, она составляет 971,6 тыс. руб. Нельзя закладывать заведомо недостижимые результаты, отталкиваясь от стоимости одного места", - заметил аудитор.

В нацпроекте нет критериев независимой оценки качества образования, неясен результат подобных мероприятий прошлых лет, заключил Михаил Мень.

Председатель комитета по контролю и регламенту Ольга Савастьянова заявила, что система целевых показателей не позволяет оценить эффективность проводимой работы.

"Есть показатель "охваченность детей дополнительным образованием", но мы не понимаем, как это влияет на развитие потенциала детей. Мы слышали много цифр: 100 тыс. новых мест, 100 центров опережающего развития, 500 тыс. преподавателей, прошедших переподготовку. Эти цифры ни о чем не говорят, потому что не отвечают на главный вопрос: какова реальная потребность, и что в этой потребности будет реально достигнуто и реализовано?" – высказалась депутат.

Глава комитета подчеркнула, что одни показатели закрепляют уже достигнутый успех, другие – закрепляют низкие темпы.

"С 2018 по 2025 гг. процент охвата детей дополнительным образованием должен вырасти с 71% до 75%, всего на четыре пункта. То же самое касается показателя "доля учащихся, трудоустроенных после выпуска из СПО": с 2018 по 2021 гг. рост с 63% до 66%", - пояснила Савастьянова.

Депутаты не обнаружили у субъектов РФ механизмов, которые позволяют строить систему управления образованием, а также тех, кто несет ответственность за содержание образования, добавила Савастьянова.

"Мы поддерживаем талантливых детей, но видим, что количество детей, которых не допускают до итоговой аттестации, не уменьшается", - сказала она.

Ольга Васильева, Госдума(2018)|Фото: Госдума

Еще одно слабое место – финансирование. Его объем не позволяет в полной мере реализовать задачи проекта, заключила депутат.

Глава комитета по образованию Вячеслав Никонов обратил внимание на содержание образования. По его словам, информация накапливается так быстро, что Министерство просвещения с ФГОСами за ней не успевает.

"Увеличиваем расходы на строительство школ, но задача ликвидировать вторые смены к 2025 г. не будет решена даже при повышенных темпах финансирования. С 2015 г. количество мест в школах увеличилось, но в школы пришло больше, чем вышло!" – сообщил Никонов.

Он добавил, что на вторую цель нацпроекта – воспитание – в бюджете деньги не заложены. "Система недофинансирована – мы экономим не на том, на чем можно экономить", - заключил глава комитета по образованию.

У депутатов Госдумы было немало и других претензий к Министерству просвещения. Парламентарии напомнили о загруженности учителей бюрократическими процедурами, отсутствии школьных психологов, непрозрачной экспертизе учебников, некачественном питании в школах.

Ольга Васильева, Госдума(2018)|Фото: Госдума

"Самое печальное, что те инвестиции, которые идут в систему образования, реализуются на 8%, и это тревожный звоночек", - заметил председатель Госдумы Вячеслав Володин. Он заявил о планируемых парламентских слушаниях, посвященных проблемам образования, и напомнил о парламентском контроле.

По словам председателя, необходимы конкретные ежегодные KPI, "за которые наши коллеги из Правительства должны отвечать".

Анна Смирнова