Пешеходные зоны, развитие велоинфраструктуры, выделенные полосы для общественного транспорта, озеленение и живая изгородь вместо заборов: в столице Южного Урала представили архитектурную концепцию города. Разработчики предложили сделать Челябинск "городом для людей". Однако мнения горожан о проекте разделились, передает корреспондент Накануне.RU.
Основная идея концепции – сделать Челябинск "человечным городом".
"Задача невероятно сложная и в то же время простая, - подчеркнул президент Союза архитекторов России Николай Шумаков. - Надо сделать одну небольшую операцию в этом городе для того, чтобы он зажил человеческой жизнью, чтобы город повернулся к человеку. Это все реально сделать, и сделать с небольшими затратами, поработав на поверхности взгляда человека. Мы говорим больше о благоустройстве. Хотя проблем других очень много, если поднять глаза - еще страшнее. Но сделав первый шаг, пойдем еще дальше. Надо очистить город, каленой метлой пройтись для того, чтобы освободить его от лишних наслоений, а следующий шаг - на месте лишних наслоений сделать то, что должно быть в цивилизованном Челябинске".
Шумаков сравнил Челябинск с Индией, добавив, что фасад города был испорчен за долгие годы. Это и остекление балконов, кондиционеры, плохие тротуары, газоны, проезжая часть, киоски и магазины на первых этажах жилых домов.
"Нижние этажи - это какая-то порнография. Эти сарайчики, переходящие в торговые ряды, киоски и какие-то закоулки, целая неосознанная жизнь. И все это находится не просто на панельных домах, а в сталинской шикарной архитектуре. Центр города - это прекрасная архитектура, и вдруг она стала ужасной за какие-то десять лет", - отметил он.
Еще одна проблема Челябинска состоит в том, что это город, неудобный для пешеходов. "Что вы сделали с пешеходами? Вы ему даже пространства не оставили для жизни, одни машины", - посетовал Шумаков.
Над архитектурной концепцией города работали порядка 50 российских архитекторов, было разработано 49 участков и в общей сложности 300 га территории.
Для Челябинска разработали три типа благоустройства, которые отличаются между собой по стоимости применяемых материалов. Первый тип применяется к улицам с высокой функциональной насыщенностью и с высокой концентрацией исторических зданий и объектов культурного значения. Здесь предлагается использовать высококачественные малые архитектурные формы с применением дорогостоящих материалов, с высадкой декоративных растений, крупномерные гранитные плиты, встроенную подсветку малых архитектурных форм, деревьев и фасадов, высококачественное архитектурное освещение и уличное освещение тротуаров, а в качестве художественного оформления брусчатки предлагается использовать природный камень с разных месторождений Челябинской области.
Во второй тип благоустройства вошли улицы, где присутствуют объекты социального или культурного назначения. Здесь будут применяться: бетонное мощение, высококачественные малые архитектурные формы, высадка газонов, деревьев, кустарников, высококачественное архитектурное освещение, а также малые архитектурные формы индивидуального дизайна. Третий тип благоустройства разработан для улиц, примыкающих к центральной части. Здесь также будут применять показатели второго типа, но поверхность тротуаров и дорожек предлагается сделать асфальтовой и использовать более универсальные малые архитектурные формы.
Архитекторы разработали для города рекомендации по оформлению фасадов, правила остекления, проект остановок общественного транспорта с электронным табло, а также теплый вариант остановок.
Среди недостатков эксперты отметили недостаточную освещенность тротуаров и пешеходных переходов, большое количество заборов, которые предлагается заменить на живую изгородь, и большое количество визуального шума, в виде воздушной проводки.
В Союзе архитекторов России согласны, что всю программу не реализовать к 2020 году, но первоочередные задачи решить можно. И здесь все зависит от воли руководства области и города.
"На наш взгляд к 2020 году, к году проведения саммитов ШОС и БРИКС, примерно, 88,5 га территории можно реализовать. Эта территория соответствует трем показателям: расположение улиц на маршрутах саммитов, улицы включают все три типа благоустройства, для того, чтобы жители могли понимать, как город будет преображаться в дальнейшем, и это возможность реализовать весь этот объем работ за один строительный сезон", - рассказал руководитель команды архитекторов САР Андрей Бутусов.
Разработчики предлагают сделать парк на улице Труда с детской площадкой, скейт-парк, новый вход в зоопарк. Для города разработали новую транспортную концепцию, в которой предложили сместить баланс в пользу пешеходов и велосипедистов. Для этого необходимо организовывать выделенные полосы, и в первую очередь на проспекте Ленина, создавать велоинфраструктуру и непрерывную пешеходную инфраструктуру.
"Не хватает человечности городу, нужно возвращать ему облик более комфортного, доступного и дружелюбного города", - обозначила руководитель команды, которая занималась транспортной концепцией, Дарья Распопина.
Однако не всех челябинцев устроила новая архитектурная концепция города. В адрес проекта прозвучало немало критики.
"Мне очень не понравился перекресток улиц Карла Маркса и Кирова и сооружение там амфитеатра, - поделился своим мнением краевед Юрий Латышев. - Это абсолютно бессмысленная идея. Там четыре здания, и все - объекты культурного наследия. Вы их закрываете. Там, наоборот, нужно убрать ларьки. По Кировке я не увидел концепции. У нас в городе мало исторических зданий, и большая часть сконцентрирована на Кировке. Памятник Курчатова, вы делаете там какие-то площадки на незаконном практически торговом центре. Нужно площадки опустить за памятник".
"Я не увидел концепции, я увидел отдельные картинки, - заявил эксперт в сфере транспорта и логистики Яков Гуревич. - Должен быть баланс между транспортом и пешеходной системой. Мы - жители Челябинска, и мы знаем, что-то, что сейчас предлагается, это то, что в Челябинске было до "дорожной революции", в которую было инвестировано порядка 20 млрд руб. Челябинск оказался единственным городом в мире с уничтоженной ливневой канализацией, с уничтоженным общественным транспортом. Сегодня Челябинск - это столица ржавых "ПАЗиков". Вы рисуете выделенные полосы, но в Челябинске сегодня невозможно организовать выделенные полосы, потому что мы не можем ржавые "ПАЗики" пустить по этой инфраструктуре. Покупать или обновлять подвижной состав у нас в принципе никто не планирует. Достижения последнего месяца у нас - это аренда "бэушных" автобусов 2005 года, плюс сегодня у нас объявлен конкурс на ржавые трамваи 1987 года".
"Все превращается в бетонную пустыню. Когда начнется экоархитектура?" - негодовали жители.
Выступающие заверили, что в концепции увеличены объемы озеленения, а в дальнейшем будет разработан новый проект ливневой канализации.
Жаловались горожане и на уменьшение парковочных мест.
Губернатор Борис Дубровский, присутствовавший на обсуждениях, согласился, что это концепция "не об архитектуре, а о благоустройстве".
"Сейчас мы обсуждаем то, как этот город может выглядеть. Мне бы тоже очень хотелось изменить все сразу. Я тоже за все хорошее и против всего плохого. Я увидел центр города пять лет назад и очень был огорчен его состоянием. Я тоже считаю, что он заслуживает совсем другого вида, нужно показать красоту этой территории. Я хочу услышать обратную реакцию на то, что предложено. У нас есть совсем немножко времени, чтобы это техзадание начало превращаться в конкретные проекты. Ничего не закончится саммитами, мы продолжим двигаться шаг за шагом по этой дороге, непростой и затратной. Мы должны эту задачу решить - город для людей. Хочу понять, мы делать это будем?" - обратился к присутствующим губернатор.
А в ответ ему прозвучали как утвердительные ответы, так и отрицательные.