Накануне президент России Владимир Путин фактически согласился с мнением россиян о персонах, виновных в повышении цен на бензин. Президент сослался на большой налоговый маневр, пролоббированный в свое время Минфином. Он сделал экспортную торговлю нефтью более выгодным направлением бизнеса, нежели продажу нефтепродуктов на внутреннем рынке.
Рост цен на АЗС, по совпадению - послевыборный, что президенту тоже припомнили, заставил кабмин придумывать противовес. Им станет повышение экспортной пошлины на нефтепродукты до 90% от пошлины на нефть. Правда, мера будет применяться в ручном режиме и только против нарушителей - компаний, не выполняющих нормативы по реализации топлива на внутреннем рынке и повышающих цены. То есть, пошлина может не появиться вовсе. А вот маневр с высокой вероятностью продолжится уже в 2019 г. и сведет на нет все политические усилия по стабилизации розничных цен, уверены эксперты Накануне.RU.
Вице-премьер Дмитрий Козак анонсировал внесение проекта, дающего возможность увеличения экспортной пошлины на бензин и дизельное топливо, уже 8 июня. Пошлина может повыситься с сегодняшних 30% до 90% от величины пошлины на сырую нефть.
"Внесём в Государственную думу законопроект, который предусматривает возможность для сдерживания, для того, чтобы снизить экспортный так называемый нетбэк, уравновесить, обеспечить равновесие внутренних цен и внешних на моторное топливо, внесём возможность для Правительства повышать экспортную пошлину на моторное топливо и практически уравнять с экспортной пошлиной на нефть", - сказал министр во время "прямой линии" добавив, что мера будет применяться к компаниям, нарушившим договоренности об обязательных объемах продажи топлива на внутреннем рынке.
Рынок ожидает, что повышения экспортных пошлин не будет, говорит заместитель гендиректора Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев.
"Такое повышение разрушает всю конструкцию большого маневра, который складывался с 2015 г. Для многих НПЗ пошлина сделает переработку, которая уже находится на грани рентабельности вследствие маневра, вовсе нерентабельной. Сама история с повышением цен и предложение в качестве альтернативы повышения экспортной пошлины наносит серьезный удар по идеологии Минфина об общей отмене экспортных пошлин. Об этом предупреждали участники рынка и Минэнерго, они говорили, что меры несвоевременны и нет другого эффективного механизма защиты внутреннего потребителя от роста цен до мирового уровня. Такой механизм до сих пор не предложен, идея с отрицательными акцизами вызывает у нефтяных компаний большой скепсис: любые ставки акцизов - решение временное, а пошлина - институциональное, поэтому акцизы всегда можно изменить, как это было сделано с акцизами на бензин и дизельное топливо", - рассказал он Накануне.RU.
Снижение экспортных пошлин до 30% должно было стимулировать внутреннюю переработку нефти и обеспечить рост поставок на внешний рынок товара с добавленной стоимостью, но ослабление рубля с одновременным ростом цены на нефть привело к тому, что продажи на внутреннем рынке оказались крайне невыгодными для нефтяных компаний, говорит ведущий аналитик "Открытие Брокер" Андрей Кочетков.
"Повышение пошлины призвано уравновесить условия для поставок на внутренний и внешние рынки, чтобы снять сложившийся дефицит топлива и сдержать рост цен. Пока сложно говорить о том, что эта мера сработает, так как разница цен экспорта и продаж на внутреннем рынке остаётся существенной. Нефтепереработчики, естественно, потеряют значительную часть доходов от внешних поставок бензина и дизельного топлива. Фактически ситуация на рынке возвращается в период с 2011-2014 гг., когда экспортная пошлина на бензин также находилась на уровне 90%. Кстати, ещё тогда розничные продавцы топлива говорили о том, что снижение пошлины закладывает основу для повышения внутренних цен", - рассказал Накануне.RU аналитик.
По его словам, само текущее решение является вынужденной мерой, возможно, что мера эта будет временной, и после стабилизации ситуации на рынке пошлина может быть вновь снижена.
"Важно понимать, что текущее повышение внутренних цен связано не с налогами, или налоговым манёвром, а с весьма странной ситуацией, когда рост цены на нефть происходит одновременно с ослаблением рубля. По сути, за год нефть подорожала в полтора раза, а рубль ослаб на 10%. Соответственно, рублёвая цена нефти повысилась почти на 65%. Поэтому переработчики нефти оказались в ситуации, когда они вынуждены повышать цены на внутреннем рынке или полностью сосредоточиться на экспорте. Повышение экспортной пошлины частично снижает выгодность экспорта, но не отменяет его", - говорит эксперт.
Случившееся показывает, что налоговый маневр имеет не только положительные, но и отрицательные последствия как для переработки, так и для рынка моторных топлив, добавляет Белогорьев, и ставит вопрос о своевременности продолжения маневра.
Как сообщало Накануне.RU, продолжение маневра намечено на 2019 г., снижение вывозных экспортных пошлин на нефть на 5% в год продлится в течение шести лет. Одновременно будет повышен НДПИ, повышение должно частично компенсироваться для НПЗ введением отрицательного акциза на нефть.
Если учитывать обсуждаемое завершение налогового маневра, повышение пошлины, скорее всего, рассматривается властями как временная мера, говорит начальник управления операций на российском рынке ИК "Фридом Финанс" Георгий Ващенко. Полностью "отвязать" цены внутреннего рынка от внешних невозможно, хотя, объективно топливо внутри страны, получаемое на отечественных НПЗ, должно стоить дешевле.
"Другой вопрос, что власти должны гибко реагировать, чтобы сглаживать резкие колебания, возникающие из-за дефицита топлива. А этот дефицит, в свою очередь, образовался по причине роста цен на внешних рынках. Цены на бензин в стране поднялись на 10% за два месяца, а до этого за полгода повысились лишь на 3%, то есть на уровень инфляции. За то же время цена на нефть подскочила на 36%. Стабилизация цены на бензин, скорее, носит временный характер. Повышение пошлин может лишь замедлить ее рост. Если цена на нефть во втором полугодии будет в диапазоне $70–80 за баррель, возможно повышение цены на бензин в пределах 5%", - рассказал он.
О последствиях завершения маневра рассказала "Роснефть", по мнению компании, внутренние цены вырастут в 1,5 раза, и аналитики не исключают, что такой прогноз сбудется.
"С расчетами "Роснефти" можно спорить только в нюансах. Маневр ухудшает экономику переработки и заставляет НПЗ увеличивать цены. Это неизбежное следствие, никакими административными мерами - уговорами, угрозами - сдержать рост цен не удастся. Если реформа будет принята в том виде, в котором предлагает Минфин, это значит, что Правительство негласно, но вполне открыто настроено на рост цен на внутреннем рынке и намерено переложить проблемы переработки на плечи конечных потребителей", - говорит Белогорьев.