Большинство выпускников этого года планируют получить специальность, связанную с "науками об обществе" - экономикой, юриспруденцией, социологией. По результатам опроса Министерства просвещения, эти направления выбрали 22,3% респондентов. На втором и третьем месте - инженерные (15,6%), математические и естественнонаучные специальности (15,5%). Только 10,9% собираются поступать в медицинские вузы и всего 7,8% будут учиться на педагогов, передает корреспондент Накануне.RU.
В этом году школу окончили более 645 тыс. 11-классников, все они на конкурсной основе могут рассчитывать на более чем 369 тыс. бюджетных мест в бакалавриате и специалитете, рассказали в Министерстве просвещения. Ведомство опросило более 5 тыс. абитуриентов и выяснило, какие направления подготовки им наиболее интересны:
В тройку лидеров вошли:
Популярность инженерных и технических специальностей, математического образования растет с каждым годом, заметили в Национальном исследовательском технологическом университете "МИСиС".
"Увеличивается конкурс, в прошлом году на ряд специальностей в нашем университете он достигал 50 человек на место, растет уровень подготовки абитуриентов - по итогам приемной кампании 2017 г. у каждого третьего поступившего аттестат о среднем образовании с отличием и средний балл ЕГЭ от 250 и выше. Год от года увеличивается и проходной балл: если в 2015 г. на самую популярную специальность "Прикладная математика" он был 244 баллов, то уже в 2017 г. составил 264 балла", - рассказала Накануне.RU ответственный секретарь приемной комиссии НИТУ "МИСиС" Мария Баранова.
При этом инженерные, технические специальности все никак не обгонят экономику и юриспруденцию, которым, будто по привычке, хотят учиться большинство абитуриентов.
"Дело в том, что Россия до сих пор не взяла курс на активное индустриальное и промышленное развитие. И продолжает жить по законам стихийного рынка, который возник в нашей стране в середине 90-х - начале 2000-х годов. Количество активно действующих промышленных предприятий, работающих на новой технологической основе, растет очень медленно. В сфере предпринимательства продолжается преобладание малого и среднего бизнеса, - пояснил Накануне.RU президент Всероссийского фонда образования, доктор педагогических наук Сергей Комков. - В то же самое время, число бытовых и криминальных конфликтов в стране не уменьшается. И произвол чиновников разного уровня тоже не становится меньше. Поэтому спрос на юридические услуги не падает, а даже временами возрастает. Отсюда - возникает дополнительный спрос на специалистов с юридическим образованием".
Профессор напомнил о "кризисе" Российской академии наук. "Нынешние выпускники школ, выбирая будущую профессию, заранее не желают попадать в сложные жизненные условия и после окончания вуза остаться без работы по специальности", - добавил Комков.
При этом все больше выпускников со способностями к техническим наукам выбирают специальности в области материаловедения, IT- и нанотехнологий.
"По итогам приемной кампании 2017 г. они стали самыми популярными направлениями среди абитуриентов. Например, конкурс на специальности, связанные с нанотехнологиями, доходил в 2017 г. до 34 человек на место. Это связано с тем, что основные ограничения развития новых технологий заложены в традиционных материалах, возможности которых уже практически исчерпаны. Все прорывные технологии в ближайшие 5-10 лет будут базироваться на новых материалах, поэтому, как никогда, будут востребованы специалисты в области материаловедения, создания новых и модификации уже существующих материалов", - рассказала ответственный секретарь приемной комиссии НИТУ "МИСиС" Мария Баранова.
Такие абитуриенты осознанно подходят к выбору будущей профессии и вуза - активно участвуют в профильных олимпиадах и конкурсах, посещают мастер-классы и экскурсии на предприятия. Во многих регионах действуют технопарки и "кванториумы", где детей чуть ли не с детского сада учат собирать роботов.
С медициной и педагогикой сложнее: всего 7-11% абитуриентов готовы связать себя с этими профессиями.
"Это прямая зависимость от низкого материального и морального положения нынешних российских врачей и педагогов!" - считает профессор Комков.
"Сегодняшняя заработная плата врача или педагога не дотягивает до 30% заработной платы любого менеджера в какой-нибудь более-менее престижной коммерческой фирме, а нагрузки при этом - многократно выше! Престижность профессий врача и педагога за последние 20 лет резко упала!" - отмечает он.
Чтобы изменить картину профессионального выбора выпускников, нужно изменить социально-экономическую ситуацию в стране.
"Для этого должна быть разработана целая государственная программа! В СССР подобного рода программы назывались "Пятилетними планами развития народного хозяйства". Теперь этим не занимается никто и отсюда результат", - заключил Сергей Комков.