Новости
Развитие сюжета:

08:06 13.07.2018 Россияне потеряли 100 млрд рублей пенсионных накоплений

08:20 25.06.2019 ПФР предложил освободить от потерь накопления будущих пенсионеров

Эксперты: "Повышение НДС до 20% может привести к росту инфляции в 1,5%, а бремя ляжет на бизнес и конечного потребителя"
Экономика | Центральный ФО | СЗФО | Южный ФО | Приволжский ФО | Сибирский ФО | Дальневосточный ФО | Уральский ФО | В России | Северо-Кавказский ФО | Республика Крым

В начале июля депутаты Госдумы приняли в первом чтении законопроект, предусматривающий увеличение НДС с 18% до 20%. Эксперты считают, что вопросу возможных последствий от реализации этой меры уделяется сегодня недостаточно внимания, и в целом общество пока не понимает, что "отложенным эффектом" таких действий послужит нагрузка на бизнес и на потребителя, а также рост инфляции, который, по разным оценкам, может доходить до 1,5%. Подробности - в материале Накануне.RU.

Правительство рассматривает повышение НДС в качестве инструмента, позволяющего выполнить задачу по поиску недостающих 8 трлн руб. для исполнения нового майского указа президента РФ. При этом предложенный метод достижения технологического прорыва страны не был обсужден с обществом. Это может в конечном счете лишь "отложить" социальную напряженность и в без того возбужденном другими сложными реформами обществе, отмечает директор Института актуальной экономики Никита Исаев.

"Это не налоговая реформа. Сам первый зампред правительства Антон Силуанов называет это настройкой налоговой системы. Иными словами, они признают, что это не реформирование, а, так же, как с пенсионным возрастом, просто изменение определенных показателей, которые позволяют либо экономить, либо получить дополнительные доходы", - сказал он.

Повышение налога на добавленную стоимость с 18 до 20% по основным видам товаров и услуг Исаев считает мерой "весьма опасной и неконструктивной". "Дело даже не в возможном увеличении инфляции… По оценкам того же Минэкономразвития, этот закон разгонит ее на 1,3%, то есть относительно немного, в пределах таргетирования, которое ЦБ определяет в 4%… В нынешнем 2018 г. и в 2019 г. мы уложимся. Основная проблема в том, что мы окончательно распишемся в том, что наша экономика не является конкурентной, перестает быть экономикой для развития малого и среднего бизнеса", - прокомментировал он.

Также это чревато окончательным переходом государства к исключительно вертикально интегрированной государственной системе управления экономикой, что сделает страну неустойчивой и в социальной, и в политической конфигурации, подчеркнул Исаев.

Как он добавил, несмотря на объемность этой проблематики, запустить дискуссию о невозможности менять налоговую систему точечно, а также о частном влиянии этой "реформы" пока невозможно. "Этой дискуссии сейчас не существует, общество не понимает, что такое повышение НДС, экспертное сообщество не ведет на эту темы дискуссии, государственные площадки этот вопрос не поднимают", - сказал директор Института актуальной экономики.

Эксперты ИАЭ ранее подсчитали потери россиян от введения этой меры.

Повышение НДС на 2 процентных пункта, по оценке Минфина, уже в следующем году должно принести около 633,5 млрд рублей в бюджет. "Это не какие-то абстрактные средства. Это изъятие непосредственно у бизнеса или населения", - отметил в свою очередь первый заместитель директора Института актуальной Иван Антропов.

Так, в случае, если всю нагрузку на себя возьмет бизнес, то прибыль предприятий снизится на 5,8%. В случае, если бремя будет переложено на потребителя, то покупательная способность населения снизится на 2%, что также приведет к снижению спроса на товары, продолжил он.

"Скорее всего, если реформа будет принята, в итоге будет достигнут баланс, когда бизнес и население поделят нагрузку между собой. По оценкам РАН, бизнес готов взять на себя нагрузку порядка 130 млрд рублей. Соответственно полтриллиона рублей ложится на плечи конечных потребителей. Все это негативно сказывается и на спросе, и на финансах самих предприятий", - заявил Антропов. Соответственно, это повлечен за собой снижение зарплатного фонда и доходов населения, а также увеличение числа банкротств предприятий.

В среднем, по данным ИАЭ, каждый человек должен будет за год отдать приблизительно 4 тыс. 220 руб. после повышения НДС. При этом до сих пор неизвестно, на что именно кабмин собирается потратить эти средства, отмечает Антропов. "Единого мнения в правительстве нет - сначала объявляли о том, что эти средства будут потрачены на содержание пенсионеров, затем - на социальные, культурные проекты", - подчеркнул он.

Идея повысить НДС у кабмина созрела в том числе для финансирования мобилизационного рывка, на который указывал глава государства. Однако у многих экспертов вызывает сомнение, что данная мера будет стимулировать экономический рост.

Напротив, по мнению первого замдиректора ИАЭ, если процесс перевода на 20%-й НДС приведет к инфляции, Центробанк будет вынужден держать кредитную ставку как минимум на том же уровне, что в свою очередь негативно скажется на кредитовании, ипотеке и будет тормозить развитие промышленного производства.

Как отметил доцент кафедры финансовых рынков и финансового инжиниринга РАНХиГС Сергей Хестанов, рост инфляции будет самым значимым следствием этого решения правительства. "Этот рост, скорее всего, будет заметно больше, чем озвучивается. У нас, по-моему, примерно три четверти товаров имеют обычную ставку, не льготную, соответственно, скорее всего, процента 1,5 рост инфляции мы получим. В результате этого затормозится экономический рост. Думаю, что около 1% роста в год ВВП потеряет, в зависимости от того, как это перенесется на потребителя и бизнес", - прокомментировал он.

Важным эксперт считает и то, что вокруг вопроса о повышении НДС сегодня ведется достаточно мало разговоров, что впоследствии может вызвать у населения "отложенный эффект" уязвимости.

"Если проблема пенсионного возраста обществом дискутируется достаточно бурно, то НДС, который загонит чуть ли ни сильнее большую часть населения, общество достаточно спокойно это воспринимает", - сказал Хестанов.

Правильнее было бы, на его взгляд, вообще не повышать налоговую нагрузку, а вместо это подумать о рационализации расходов бюджета, в частности обратить внимание на "аномально высокие расходы на оборону".

Не поддерживает "обновление" этого налога и бизнес. Об этом заявила представитель представитель Комитета по налоговой и бюджетной политике общественной организации "Деловая Россия" Марина Авдиенкова. "Если будет повышение цен, это означает сокращение потребительского спроса, для бизнеса - сокращение прибыли. Понимаем, что будет поделено бремя между потребителем и бизнесом… Не очень очевидно, как повышение НДС должно привести к стимулированию экономическому росту", - сказала она. Для минимизации негативных последствий необходима корректировка мер госполитики - денежно-кредитной, налоговой.

Наша налоговая система в целом не соответствует задаче выхода на экономический рост, продолжил руководитель Центра политэкономических исследований Василий Колташов. "Нагрузка на потребителя все время увеличивается, при том, что реальные доходы у людей уменьшаются, они все время идут вниз. Основой роста российской экономики и ее оживления сегодня является кредит, своих денег у населения нет… Лодка итак наполовину затоплена. Еще немножко действий и стараний, и уязвимость российской экономики к новому глобальном шторму увеличится", - выразил мнение эксперт.

В докладе Института актуальной экономики обозначены предложения по изменению налоговой системы в стране. На этом этапе как минимум нужно запускать дискуссию контроля существующих расходов бюджета и искать источники для исполнения майского указа через этот инструмент, считает Исаев.