Британские спецслужбы ведут поиски еще двух человек, которых подозревают в якобы оказании помощи Александру Петрову и Руслану Боширову.
The Sunday Mirror пишет, что Петрову и Боширову помогали двое. Один из подозреваемых - якобы куратор операции и сотрудник посольства. Второй - врач, который мог понадобиться для проверки того, что Петров и Боширов сами не подверглись действию отравляющего вещества.
Напомним, Петрова и Боширова Лондон считает "агентами ГРУ", которые провели операцию по отравлению Скрипалей. На днях они дали интервью Russia Today, и оно не внесло ясности в ситуацию, а напротив, ещё больше её запутало. Выяснилось, что они действительно были в Солсбери в день отравления Сергея Скрипаля и его дочери Юлии. Однако с перебежчиком из рядов ГРУ они, по их словам, не были знакомы и не знали, где он живёт. Сами же, по их заявлению, они являются бизнесменами, регулярно бывающими в Европе по делам, связанным с фитнес-индустрией.
При этом источники The Telegraph в британском правительстве полагают, что интервью Александра Петрова и Руслана Боширова было "наказанием" за неудачу покушения в Солсбери. Речь идет о том, что они попали на камеры наблюдения, использовали общественный транспорт и оставили флакон из-под "Новичка".
Издание The Insider опубликовало первую часть расследования, проведенного совместно с исследовательской группой Bellingcat. По их информации, загранпаспорта господ Петрова и Боширова выдало УФМС 770001, где, по данным авторов расследования, выдаются такие документы представителям силовых органов. Кроме того, они ссылаются на "базу ФМС", в которой нельзя найти историю получения Александром Петровым российских и загранпаспортов до 2009 года. Единственный указанный там документ был получен "взамен испорченного". Файл с паспортными данными имеет отметку "сведений не давать".
Директор Центра политологических исследований Финуниверситета Павел Салин рассказал Накануне.RU, что не исключает, что появление новой информации может продолжиться.
Выступление в ходе интервью, по мнению эксперта, попахивает большой казёнщиной – либо потому, что оно было постановочное, либо то, что рассказывают эти люди – правда, но с ними провели предварительный инструктаж и они чувствовали себя скованно.
Вместе с тем, Петров и Боширов отказались от общения с другими СМИ и отказались рассказывать какие-то подробности о себе. Было видно, что в ходе интервью они заметно нервничают, сбивчиво отрицают свою службу в ГРУ (в то же время не коснувшись вопроса о причастности к любым другим спецслужбам). Из интервью остались непонятны и цели конкретного визита в Великобританию – удалось выяснить лишь, что это была "не бизнес-поездка", также было упомянуто, что 4 марта им нужно было завершить некое "дело", а "делом" был осмотр местного собора. Очень странным было и то, что никаких своих фотографий на фоне достопримечательности, ради которой россияне и прибыли в Солсбери, они не показали.
Таким образом, убедить аудиторию внутри страны и, тем более, на Западе в том, что двое мужчин, попавших на британские камеры, не являются агентами спецслужб, в ходе интервью, анонсированном самим главой государства Владимиром Путиным, явно не удалось.
С другой стороны, и их однозначной причастности к отравлению Сергея Скрипаля из рассказанного не следует. Более того, за кадром почему-то остались и те подробности, которые заведомо известны англичанам: анкета для визы в Великобританию очень подробная и должна содержать массу сведений о личностях въезжающих и их роде занятий.
Павел Салин обратил внимание на то, что такая недосказанность мешает провести фактчекинг, способный быстро и легко опровергнуть британскую версию. И дело здесь даже не в анкетных данных, а, например, в увлечениях, каких-то контактах, встречах в Великобритании, если таковые были. Можно хотя бы назвать какие-то фирмы и выяснить, что они действительно занимаются спортивным питанием.
"Но так как не дано никаких персональных данных – эффект очень и очень незначителен. Сама пиар-акция выглядит достаточно искусственной", – отмечает политолог .
Не появилось данных, проливающих свет и на очень странную техническую сторону дела – если двое молодых людей прибыли как туристы, то как им удалось провезти мощнейшее отравляющее вещество в негерметичном контейнере?
Благодаря интервью мы узнали, что погода в тот день выдалась снежная, что заставляет задуматься и о рациональности способа покушения, ведь по крайней мере часть "Новичка" могло смыть с дверной ручки осадками. Нет ясности и с данными британских видеокамер – причудливым образом на них не отразились перемещения по городу Скрипалей и других пострадавших в тот день. Боширов и Петров также не засняты непосредственно у дома беглого разведчика. Нет на кадрах и злосчастного флакона духов.