Новости
Бывший конструктор ОКБ "Сухой" назвал "Суперджет" самым безопасным самолетом
Наука и техника | В России

Несмотря на репутацию, которая сейчас сложилась у самолета SSJ-100, этот тип воздушного судна сегодня является чуть ли не самым безопасным, считает бывший конструктор ОКБ "Сухой" Вадим Лукашевич. "Сейчас скажу, может быть, крамольную вещь: "Суперджет" сейчас – самый безопасный самолет, каждый рейс готовится тщательнее, чем у специального летного отряда", - заявил эксперт, выступая в пресс-центре ИА "НСН".

По мнению Лукашевича, впечатление, что каждый день у "Суперджетов" что-то отказывает, складывается из-за пристального внимания СМИ и общественности к данному типу самолетов. На самом же деле количество ЧП и внештатных ситуаций не больше, чем в предыдущие десять лет эксплуатации SSJ-100.

Другое дело, что у самолета с большим количеством "детских болезней" до сих пор не налажено сервисное обслуживание и поставка запчастей, что сильно сказывается на простоях бортов на земле. Бывший конструктор считает, что многие авиакомпании задумываются об отказе от "Суперджета", но по экономическим, финансовым причинам, а не из-за безопасности.

Эксперт также возложил вину за гибель 41 человека при пожаре на борту SSJ-100 в Шереметьево на экипаж. Он считает, что именно действия пилотов в некритической ситуации привели к трагическим последствиям. Самолет же он нахваливает: по словам конструктора, "Суперджет" не рассчитан на перегрузки более 4g, тогда как в процессе "козления" борт испытал перегрузку в 5g, но при этом не развалился. Лукашевич напомнил, что у "Суперджета" не был отозван сертификат, в том числе заграничный.

Аттестованный спасатель МЧС, эксперт по выживанию Эдуард Халилов отметил, что обвинения в адрес "пассажиров с чемоданами", которые появились в первые часы и дни после катастрофы, не были корректными. Свидетельства очевидцев, в том числе и сидевших на задних рядах, говорят об отсутствии давки при эвакуации, другими словами, даже забрав свои вещи, пассажиры никому не помешали – задние ряды просто не успели начать эвакуацию, погибнув от пожара. При этом эксперт отмечает, что доставать и брать с собой ручную кладь все равно в таких ситуациях нельзя, поскольку это действительно может привести к затруднению эвакуации. Также он призвал не поддаваться панике: сейчас большинство пассажиров при регистрации просит места на передних рядах салона, в то время как самые безопасные места – рядом с аварийным выходом, даже если он находится в хвосте самолета.

Все эксперты сходятся во мнении, что следует пересмотреть нормативы прибытия пожарных и спасательных служб к ВПП в случае поступления сигнала даже о некритической неисправности на борту садящегося самолета.

Президент Союза адвокатов России Игорь Трунов назвал пожар на борту SSJ-100 "второй серией "Хромой лошади". По мнению юриста, отвечать за смерть людей и разрушение техники должны не только непосредственно пилоты или перевозчик, но и неочевидные, опосредованные виновники. Например, специалисты, отвечающие за подготовку экипажа и отсутствие у него навыков поведения в критических ситуациях. Также много вопросов у Трунова вызывает производитель "Суперджетов" – ОАК (входит в корпорацию "Ростех"). Адвокат напомнил, что SSJ-100 является "конструктором", в сборке которого участвуют производители из многих стран, и на них, возможно, тоже может лежать ответственность за происходящее.