Вчера в Брюсселе прошли трехсторонние консультации России, ЕС и Украины по транзиту российского газа в Европу. От России во встрече участвовали министр энергетики Александр Новак и глава "Газпрома" Алексей Миллер, от ЕС - зампредседателя Еврокомиссии по делам Энергосоюза Марош Шефчович, от Украины - министр энергетики и окружающей среды Алексей Оржель и глава "Нафтогаза" Андрей Коболев. Переговоры продлились в два раза дольше предыдущей встречи, но ни к чему не привели.
Напомним, действующий контракт на транзит газа истекает 31 декабря 2019 года. По этому поводу вчера провели телефонный разговор президент России Владимир Путин и канцлер Германии Ангела Меркель.
Шефчович заявил, что разочарован безрезультатностью переговоров.
"Я подготовил встречу так, что при наличии политической воли мог бы быть позитивный прогресс", - сказал он.
Он добавил, что Россия не хочет идти на уступки. Правда, признал, что российской стороне не предоставили вовремя некоторые документы.
Украинский министр Оржель сообщил, что Киев отказывается привязывать к переговорам по транзиту газа вопрос о прямых поставках газа на Украину и вопрос об урегулировании арбитражных процессов между "Газпромом" и "Нафтогазом". То есть в Киеве хотят сохранить нынешнюю неопределенность, но чтобы Россия гарантировала Украине транзит газа по ее территории на как можно более длительный срок. Об этом заявил МИД страны.
"Новый контракт должен быть долгосрочным и на значительный объем. Он должен быть заключен с новым оператором украинской газотранспортной системы, который с 1 января 2020 года будет выведен из группы "Нафтогаз", - заявили в Киеве.
Сегодня утром стало известно, что "Нафтогаз" готовит новый иск к "Газпрому". Об этом не без злорадства заявил исполнительный директор "Нафтогаза" Юрий Витренко, своеобразно отреагировав на провал переговоров.
"Я время не терял, поскольку работал над исковыми требованиями к "Газпрому" в новом арбитражном процессе", - написал он в Facebook.
Также он сказал на телевидении, что если договориться все же не получится и транзит прервется, то, чтобы минимизировать последствия, Украина может закачать в свою ГТС водород. По его словам, в Европе есть разные экспериментальные технологии, когда ГТС используется для хранения и транспортировки водорода, который сохраняет энергию, произведенную с помощью ветра или солнца.
Но в случае прекращения транзита украинская экономика потеряет 3-4% ВВП, а российская - только 0,5-1% ВВП, отметил Витренко.
В этих условиях тем более становится непонятной неуступчивость Украины. До окончания контракта осталось всего два месяца.