Страны-производители нефти, с 2016 г. участвующие в соглашении об ограничении добычи, работают над созданием альянса. На 24 страны-участницы приходится порядка 50% мировой добычи нефти. Альянс, в который войдет Россия, должен стать межправительственной платформой для диалога и формирования глобальной энергетической политики и, вероятнее всего, формат взаимодействия членов новой организации мало чем будет отличаться от работы ОПЕК+, исполнение решений которого носит добровольный характер. Фактически ОПЕК уже передала полномочия по соблюдению баланса предложения нефти и распределения квот расширенной версии картеля, влияние организации на рынок значительно снизилось. Тем не менее, альянс не сможет заменить организацию стран-экспортеров.
Альянс, судя по его хартии, которую цитируют СМИ, орган в большей степени совещательный: поддержка долгосрочного использования нефти, техническое сотрудничество стран-производителей, обеспечение стабильности, продвижение технологий добычи нефти - вот основные цели объединения. Коме того, планируется и дальше проводить министерские встречи и обсуждать ограничение добычи. Об инструментах ОПЕК по жесткому регулированию уровня добычи в каждой стране-участнице речи не идет. Сама ОПЕК будет работать и после создания альянса, структуры ОПЕК будут оказывать техническую, профессиональную и административную поддержку работе нового альянса, сообщают "Ведомости".
Окончание договоренности ОПЕК+, которая сейчас является стабилизирующим фактором для рынка энергоносителей, может привести к тому, что страны, заключившие это соглашение, начнут наращивать добычу, говорит главный аналитик "Промсвязьбанка" Богдан Зварич. Это, в свою очередь, приведет к снижению цен на нефть, так как на рынке вновь возникнет стабильный профицит предложения, так как спрос не будет расти теми же темпами.
"Отсюда и появляется идея преобразования ОПЕК+ в иную постоянную структуру, которая бы могла стабилизировать рынок. ОПЕК, при наличии таких крупных игроков рынка, как Россия и США, не сможет быть стабилизирующим фактором, либо странам, входящим в эту организацию, придется постоянно уступать свою долю производителям, не входящим в картель. Это не устраивает участников ОПЕК, и они пытаются расширить структуру за счет независимых производителей, подписавших соглашение ОПЕК+, создав при этом возможности для стабилизации рынка через регулировку уровней добычи", - рассказал он Накануне.RU.
ОПЕК+ последние два года - с момента первого решения об ограничении добычи - оказывает больше влияния на рынок нефти, нежели ОПЕК, говорит ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. Картеля, как отдельной структуры, фактически, не существует.
"Мы видим, что все изменения в объемах добычи нефти странами происходят в рамках работы ОПЕК +. Если бы Россия и другие государства не участвовали в программе сокращения объемов производства, то и внутри картеля не было бы этого согласия. Мы бы до сих пор видели картину 2014-2015 гг., когда члены ОПЕК не могли договориться и продолжали добывать максимально возможные объемы, несмотря на мировые цены. По сути после создания альянса расстановка сил не изменится, продолжится та работа, которая началась в 2016 г. ОПЕК формально продолжает работать, но в реальности надо привыкать к ведущей роли ОПЕК +, хотя эта трансформация до конца не завершится - нет официального соглашения о взаимодействии ОПЕК + и жестком выполнении взятых на себя обязательств", - рассказал Накануне.RU Юшков.
Членом нового альянса станет Россия, которую не раз приглашали вступить в ОПЕК, последний раз речь об этом заходила в 2018 г. Однако эксперты отмечали, что стране невыгодно брать себя обязательства соблюдения квот – отечественная нефтедобыча не может оперативно реагировать на решения ОПЕК об изменении квот. Кроме того, ОПЕК в последние годы оставалась крайне неустойчивой организацией из-за политических противоречий между странами-участницами. Формат новой организации позволяет каждой стране-участнице ориентироваться, в первую очередь, на свои интересы, против альянса с условиями, аналогичными ОПЕК, наверняка выступили бы российские нефтедобытчики. Глава "Роснефти" Игорь Сечин, по данным СМИ, уже направлял президенту письмо о негативном влиянии сделки ОПЕК + на Россию: доля российской нефти на мировом рынке падает, конечные потребители переходят на другие сорта нефти, а Штаты наращивают добычу на фоне роста цен. Сегодня пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что вопрос о создании альянса с ОПЕК не стоит на повестке дня.
"Просить от России больших обязательств, чем есть сейчас, не будут. Мы не сможем вписаться в организацию с какими-то более жесткими требованиями, когда наше Министерство энергетики не может управлять добычей нефтяников. Сейчас компании добровольно исполняют решения ОПЕК +, но могут от этого отказаться при невыгодных условиях", - отмечает Юшков.
Оформление соглашения ОПЕК + в организацию может добавить стабильности ценам на нефть, говорят эксперты. По мнению Юшкова, производители объединяются, в том числе, для создания позитивного информационного фона и нивелированию негатива, связанного с ростом добычи в Ливии и США. По данным Baker Hughes, число нефтяных буровых установок в стране за неделю увеличилось на семь штук до 854 штук. Пока это лишь малый рост числа буровых, но он увеличивает опасения, что это может подтолкнуть добычу нефти в США к новым рекордам.
Для участия во создаваемом альянсе России не тех препятствий, которые были в случае с ОПЕК, говорит аналитик по нефти и газу Виктор Стреков. По его мнению, на первом месте было не слабое госрегулирование отечественной нефтедобычи или специфика залегания запасов, а геополитические риски. "Опыт ОПЕК+ показал, что они сохраняются: в свое время несколько раундов переговоров были сорваны, фактически, из-за изменения отношений между ключевыми игроками ОПЕК и Штатов. Но ключевой момент здесь - наличие переговоров, а не жесткое распределение квот, как это происходит в ОПЕК. Поэтому России ничто не мешает вступить в альянс и помогать в балансировке рынка нефти, имея от этого выгоду", - рассказал он Накануне.RU.
ОПЕК, считают аналитики, продолжит свое существование, как минимум для того, чтобы сохранить иллюзию наличия инструмента для силового контроля добычи. Однако реальный эффект будут оказывать действия нового альянса.