Резкое падение спроса на бензин (от 30% до 70% в зависимости от региона) привело к тому, что теперь нефтяные компании продают топливо на оптовом рынке себе в убыток. Так, по данным "Аналитики товарных рынков", 20 апреля цена тонны АИ-92 на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) составляла 35 тыс. руб. (в европейской части страны). А издержки компаний составляют 38 тыс. руб. за тонну (включая акциз, демпфер, НДС и НДПИ). Таким образом, убыток с каждой тонны составляет порядка 2,3 тыс. руб., пишет РБК.
Эксперты отмечают, что выплаты на демпфер, с помощью которого стабилизируются цены на бензин на внутреннем рынке, растут. В январе 2020 года демпфер составлял 100 руб. за тонну, сейчас – более 17 тыс. руб. за тонну (из-за падения мировых цен на нефть).
Демпфер был введен два года назад. Когда цены на зарубежных рынках на топливо растут, нефтяные компании получают доплату (и за счет этого могут не повышать цены на внутреннем рынке), если за границей цены падают, то уже нефтяники платят в бюджет, но цены не снижают. Проблема состоит в том, что демпфер уплачивается от цены, установленной государством, а не от реальной цены на рынке. В 2020 году государство установило стоимость тонны в 53,6 тыс. руб., что явно не соответствует текущим ценам.