Накануне в онлайн-пространстве собрался целый консилиум, чтобы разгадать загадку Спасской церкви в Тюмени.
12 мая при проведении реставрационных работ в подвале северного придела собора было обнаружено неизвестное захоронение. В тот же день впервые высказано предположение, что найденные останки принадлежат известному в регионе купцу и меценату Андрею Текутьеву. Однако позже некоторые специалисты высказали сомнения на этот счёт. Точное местоположение могилы почитаемого в городе благотворителя неизвестно до сих пор.
Участник онлайн-обсуждения, краевед Владимир Калининский, высказал свои сомнения в том, что найденное захоронение может принадлежать Текутьеву, сославшись на издание "Сибирской торговой газеты" от 16 августа 1916 года, где в заметке о смерти купца указано совсем другое место, а именно сад в ограде Спасской церкви. Именно там тремя годами ранее похоронили его жену, Евдокию Яковлевну Текутьеву.
Следует отметить, что сама тюменская Спасская церковь во многом пользовалась пожертвованиями своего состоятельного прихожанина, а её северный придел вообще построен по инициативе и на деньги Текутьева. Причём, его строительство началось сразу после смерти жены купца, в 1913 году. Вряд ли будет прегрешением против истины предположение, что построена эта часть церкви именно как усыпальница для Евдокии Текутьевой, а, следовательно, впоследствии и для самого спонсора строительства.
Однако, Владимир Калининский замечает: "Археологическая комиссия министерства императорского двора строительство не разрешала, о чём есть циркуляр от 11 ноября 1913 года за номером 2255. Кроме того, существуют документы Тобольской консистории (управления епархией при митрополите) от 1913 года, так же не позволяющие вести строительство. Высший административный судебный орган никакого решения не выносил по этому поводу".
Таким образом, не осталось никаких общедоступных документальных свидетельств того, как Текутьеву удалось всё-таки "продавить" возведение северного придела Спасской церкви. И уже после смерти Текутьева, в прошении на захоронение его в склепе Спасской церкви было отказано. Надо сказать, что к концу XIX – началу XX века в России похороны в церковных склепах, по сути, под алтарём, для мирян были практически невозможны. К тому времени и священнослужители фактически не могли рассчитывать на такую привилегию. По крайней мере, в Тюмени историки не припомнят ни одного, даже самого высокопоставленного церковного деятеля, удостоенного такой чести.
Здесь бы обсуждение темы могло закончиться, однако, предположить, что могила принадлежит какому-то случайному человеку, тоже невозможно. Об этом говорит как само место, так и характер захоронения. Ещё один участник конференции - журналист и свидетель находки Дмитрий Чашков приводит свои доводы в пользу принадлежности останков именно Текутьеву: "Этот гроб я видел собственными глазами, и я вам скажу, что это не бедный гроб. И точно не крестьянский, сколоченный из каких-то досок. Там шесть ручек, причём ручек достаточно массивных. Серьёзное дерево там использовано".
В царской России, как, впрочем, и сейчас, похоронить усопшего было делом не дешёвым. Стоимость даже самой скромной церемонии в Сибири составляла около 40 руб., к сведению, это верхняя планка месячного дохода квалифицированного рабочего. Стоимость дорогих похорон доходила до 1 тыс. руб. Таким образом, такой гроб могли себе позволить лишь самые богатые семьи в тогда Тобольской губернии. Надо сказать, что состояние Текутьева оценивалось примерно в 2 млн руб., и он занимал третью строчку в классификации самых богатых людей в западной Сибири. Пожалуй, только на его деньги можно было организовать такие похороны, да ещё и в церковном склепе. К тому же, строительство самого северного предела церкви закончилось лишь в 1916 году, незадолго до кончины инициатора строительства. Октябрьская революция 1917 года абсолютно исключает какие бы то ни было похороны внутри церкви в дальнейшем.
Отсюда вытекает другая версия происходящего. Историк и исследователь Валерий Чупин считает, что изначально Андрей Иванович Текутьев действительно был захоронен в саду Спасской церкви, рядом с могилой своей жены, Евдокии Яковлевны, что и подтверждается выпуском "Сибирской торговой газеты" того времени. Однако, как известно, жена купца была погребена в деревянном гробу, обшитом дорогой тканью, который был запаян в цинковый футляр, а тот в свою очередь помещён ещё в один деревянный ящик.
Отсюда напрашивается логичное предположение, что уже на момент похорон супруги Текутьев планировал её перезахоронение. Именно после этого он и затевает строительство северного придела Спасской церкви и упрямо настаивает на нём, невзирая на все запреты и противодействия.
Документально подтверждено, что 18 августа 1916 года останки Евдокии Яковлевны Текутьевой были перенесены из церковного сада в склеп. Произошло это через 16 дней после похорон самого купца. Валерий Александрович полагает, что в тот момент перезахоронили не одно, а два тела. После официальных похорон Текутьева, проведённых в присутствии общественности, и освещённых в прессе, оба тела, и самого Андрея Ивановича, и его супруги, были эксгумированы и перезахоронены уже в месте постоянного упокоения, то есть, в подвале северного придела Спасской церкви, для этих целей и построенного.
В подтверждение своей позиции историк приводит выдержку из актовой записи метрической ведомости об умерших в 1916 году: "Андрей Иванович Текутьев, тюменский гражданин. Место похорон – Спасская церковь. В склепе". Однако, эта запись сделана практически сразу после смерти Текутьева, когда, фактически, его похоронили в церковном саду.
Валерий Чупин считает, что такое несоответствие вполне можно объяснить. Ведь в отсутствие разрешительных документов его, действительно, не могли похоронить в самой церкви, но метрическую запись сделали загодя, в расчёте на скорое перезахоронение, что и произошло 18 августа.
Что же касается отсутствия разрешения, Валерий Александрович полагает, что, возможно, погребение прошло тайно, без ведома высокого церковного начальства. "Я думаю, что, может быть, разрешения никакого и не последовало, просто Андрею Ивановичу всегда удавалось то, чего другим делать не удавалось. Поэтому Текутьев – он мог многое сделать, и железную дорогу повернуть по другому маршруту".
Действительно, известно, что при строительстве Транссибирской магистрали рассматривалось два проекта – с участком Екатеринбург – Курган или Тюмень - Омск. И хотя проект действующего участка принадлежит генералу Евгению Васильевичу Богдановичу, считается, что именно Текутьев настоял на том, чтобы главная железнодорожная артерия страны прошла именно через Тюмень, добивался он этого и при императорском дворе в Петербурге. В том числе и по этой причине специалисты считают, что захоронение Текутьева в склепе Спасской церкви могло состоятся и без разрешения.
В любом случае, точку в этом важном для Тюмени историческом вопросе поставит Следственный комитет. Именно это ведомство проводит сейчас все необходимые экспертизы, дабы точно установить принадлежность обнаруженных захоронений. Кстати, на текущий момент готовится проект возвращения останков в Спасскую церковь, сразу после завершения экспертиз.
Восстановление склепа, кому бы ни принадлежали захоронения, несомненно окажется ещё одним положительным фактором для развития туризма в регионе. По завершении реставрации Спасской церкви, она станет ещё более востребованным местом для гостей города, считает директор агентства туризма и продвижения Тюменской области Мария Трофимова: "Это важное событие для нашего региона, для нашего города. Тем более, когда пройдут исследования и, дай Бог, если подтвердится, эта версия... Я вот лично очень хочу, чтобы подтвердилось, что это именно Текутьев Андрей Иванович. Я думаю, что это будет очень здорово, прямо верю в это"
Конечно, желания и вера никак не повлияют на исследования Следственного комитета, однако, если они подтвердят догадку, ещё одна тайна Тюменской области будет раскрыта.