День памяти жертв политических репрессий в постсоветской России стал отмечаться 30-го октября в годовщину акции диссидентов, устроенной в 1974 г. В общем-то идеологическая направленность этой даты никогда не скрывалась, а вспоминать в неё жертв политических репрессий царизма или белого террора не принято. Впрочем, даже формулировка о "политических" репрессиях кому-то показалась недостаточной. Так, в Екатеринбургской епархии в анонсе акции "Молитва памяти" открытым текстом говорится именно о "советских" репрессиях.
Впрочем, это, похоже, не местная инициатива, а официальная позиция церкви. Во всяком случае, аналогичную формулировку можно встретить и на официальном сайте Московского патриархата.
"Название не очень соответствует тому, что нужно, потому что политические репрессии были во все времена. Они были и в советское время, и в царское, но мы вспоминаем тех людей, которые попали под жернова всех репрессий: против культурной элиты, которая к политике никак не относилась, были огромные репрессии против христианства и особенно Русской православной церкви, которые были связаны ни с какой не с политикой, не с властью. Это был самый настоящий геноцид русского народа, широта которого была больше, чем репрессии политические, чем репрессии культурные, чем репрессии на веру. Они охватывали просто всю широту жизни — жизнь уничтожалась на этой земле. Поэтому мы не хотели бы сужать тему. Мы хотели бы вспомнить всех людей, всех кто пострадал, кто стал жертвой этого бесчеловечного режима. И мы хотим, чтобы это поминовение как можно шире распространялось, чтобы люди эту вражду, которая была большевиками, мы из себя изгнали" - рассказал один из организаторов акции "Молитва памяти" в Екатеринбурге Олег Глаголев.
В общем не в первый раз "изгнание вражды" и "примирение" предлагаются в формате очернения советского периода. Однако сколько ни обвиняй во всех бедах большевиков - решить насущные проблемы, в том числе и разобщённость российского социума, это не поможет.
Как считает доцент кафедры философии, социологии и культурологии УрГПУ Андрей Коряковцев, подобная акция в большей степени политическая, чем религиозная.
"Подобная антисоветская риторика консолидировала общество на фоне кризиса советской экономики, на фоне моральной дискредитации советской партноменклатуры в 80-90 годы. Она служила частью протестной идеологии и была эффективна в деле разрушения советской страны. Но это разрушение ничего не принесло для самых широких масс населения. Скорее, наоборот: тот, кто не был богат в советском обществе, сейчас стал бедствовать. И социальный протест выражается уже нередко в форме ностальгии по советскому времени, когда социальным низам обеспечивалось вполне сносное существование. Поэтому если церковные иерархи хотят оттолкнуть от себя современные социальные низы - они с помощью этой акции успешно этого достигнут" - отметил эксперт в беседе с Накануне.RU.