Аналитики, строящие прогнозы о будущем России после коронакризиса, сходятся в том, что страна впервые сталкивается с такого рода событием. Даже с войной ситуацию нельзя сравнивать, слишком особенные условия, говорят эксперты. Расходятся экономисты лишь в степени ужасности прогноза.
"Главный вопрос – сколько это продлится кризис. Вопрос не в том, как быстро пойдет на убыль эпидемия, а сколько экономика выдержит такой жесткий карантин. Наши оценки – два-три месяца. После начнутся проблемы с финансированием зарплат, также будет кризис банковской системы", - рассказал на пресс-конференции в ТАСС замдиректора Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, экономист Александр Широв.
По его мнению, если карантин (существующий "режим самоизоляции") продлится не более двух – трех месяцев, сокращение ВВП по итогам года может составить 4-5%. Для того состояния экономики, которое в России было до кризиса – "это драма". "Уровень жизни в таком случае откатывается на восьмой – девятый год, почти на десятилетие. И это позитивный прогноз. В случае полугодового карантина ВВП может потерять 20%", - отмечает эксперт.
Две трети всего объема "пакета помощи" надо тратить после карантина
При всей трагичности ситуации, у государства есть резервы. Речь и о ФНБ, и о золотовалютных резервах, и других источниках. По расчетам экономистов Института народнохозяйственного прогнозирования, на компенсацию самых насущных потребностей экономики в условиях карантина на один – два месяца понадобятся 5-7 трлн руб. Эти деньги есть, вопрос: как их тратить?
Основную проблему во время выхода страны из кризиса, когда откроются парикмахерские и выжившие рестораны, будет представлять низкий спрос. Экономике критически важно начать быстро расти, а у населения просто не будет денег. "Даже президент говорил – низкий спрос у населения это наша проблема. В отношении самых бедных граждан – меры приняты, богатые – продолжают богатеть. А вот люди с зарплатами чуть выше среднероссийских оказались под ударом. Их надо поддерживать", - считает Александр Широв. Сейчас главное – поддержка занятости, но две трети от всего объема "пакета помощи" надо тратить уже после окончания карантина, полагает эксперт.