В период пандемии коронавирусной инфекции основатели сервиса Insize создали новый социальный сервис Undo, который позволит ускорить возврат денежных средств, потраченных на приобретение авиабилетов, турпутевок и брони, отмененных в связи с пандемией COVID-19. Команда нового российского проекта начала свою деятельность в середине апреля текущего года, но уже оформила 200 досудебных претензий со всей России в адрес крупнейших авиакомпаний, билетных агрегаторов, отелей и туристических компаний.
Как сообщили Накануне.RU в пресс-службе сервиса Undo, чаще всего россиянам предлагают компенсировать потраченные денежные средства ваучерами, милями и прочими альтернативами, однако, по мнению представителей сервиса, право человека на выбор ни в коем случае не должно ущемляться. Именно поэтому, Undo помогает не только добиться справедливости, но и скоординировать пострадавших в финансовом плане россиян, поскольку многие даже не знают к кому нужно обращаться в подобных случаях.
Россияне в индивидуальном порядке консультируются со специалистами, оформляют претензию и обсуждают детали вопроса. К наиболее резонансным историям команда сервиса привлекает СМИ, а в случае, если и досудебной претензии будет недостаточно, к делу привлекается юридическое агентство.
"Остановленные авиация и туризм рождают огромную неопределенность. Что именно будет с деньгами, потраченными на майские праздники или летние каникулы? То, что отпуск сорван коронавирусом — сомнений нет. Но как поступить с покупками — открытый вопрос для большинства. Авиакомпании и туроператоры едины во мнении: перенос сроков услуг на будущее — это оптимальное решение, позволяющее избежать штрафов за отмену. Но выходит так, что клиенты не получают услуги и лишены альтернатив. На предлагаемые ваучеры или депозиты не сходишь в продуктовый магазин. Если ты потерял работу, то тебя мало волнует устойчивость отраслей народного хозяйства. Ты просто хочешь вернуть свои деньги, а не их суррогаты. И закон "О защите прав потребителей" на их стороне. Если индустрии объясняют свои действия форс-мажором, то и у клиентов есть возможность действовать в правовом поле. И чем раньше диалог перейдет в легальную плоскость, тем выше вероятность достижения осязаемого результата", - прокомментировал ситуацию на рынке со-основатель сервиса ускорения возвратов билетов и туров Undo Александр Кузнецов.
Процесс возврата денежных средств зависит от двух деталей: является ли билет возвратным и был ли отменен выезд продавцом на момент подачи обращения в сервис. С учетом этих составляющих, дальнейшее развитие ситуации может пойти по трем путям:
1. Билет возвратный и гражданин с гарантией получает свои деньги обратно.
2. Если тур отменен продавцом, гражданин может рассчитывать на компенсацию в полном объеме за вычетом фактически понесенных расходов продавца.
3. Если гражданин сам непосредственно выступает за отмену тура, в связи с опасением быть зараженным новой коронавирусной инфекцией в потенциально опасной по эпидемиологическим соображениям стране, в силу вступает ст. 7 закона о "Защите прав потребителей". Она гласит, что гражданин имеет право на то, чтобы услуга при обычных условиях её использования была безопасна для его жизни и здоровья. А п.1 ст.451 Гражданского кодекса говорит, что существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его расторжения.
Таким образом, гражданин России в праве расторгнуть договор с продавцом и потребовать свои деньги обратно на законодательном уровне.