Помощь пострадавшим от фашистских захватчиков регионам оказывалась по многим направлениям.
Урал направлял кадры: рабочих и специалистов, производственников, юристов, пропагандистов; возвращал в освобожденные регионы оборудование, эвакуированное с предприятий Украины и западных областей РСФСР. Стройматериалы направлялись и в Ленинград, чтобы восстанавливать город. В Центре документации общественных организаций Свердловской области корреспонденту Накануне.RU показали "Особую папку" постановлений и решений Свердловского обкома партии, которая долгое время была засекречена, в ней есть документы за все годы войны, в том числе постановление о помощи Сталинграду, на что обращают особое внимание - специальное постановление "направить помощь на восстановление города" было принято всего через 17 дней после окончания битвы на Волге.
"Комплекс ярких документов относится к началу войны, - рассказывает директор Партийного архива Алексей Гагарин. - Когда все началось, нужно было гнать эшелоны с мобилизованными. Как это все решалось первыми лицами области, здесь видно. Документы долгое время были засекречены, они касаются серьезных и важных на тот момент вопросов. По папкам видно, как в целом налаживалась жизнь глубокого тыла".
"Особая папка" представляет собой несколько достаточно внушительных отдельных каталогов архивных дел. По папкам видно, как от 1941-го к 1945-му жизнь становилась спокойнее, острота спадала. Документы касаются важных и глобальных вопросов.
"Особая папка" хранит множество документов, за каждым из которых судьба - человека, семьи, предприятия, города и страны в целом. Обкомом принимались важные решения о принятии эвакуированных - не только заводов и других предприятий, но и Академии наук, музеев, учреждений культуры. Урал принимал детей из западной части страны. Но на этом роль Урала не заканчивалась, рассказывает заместитель директора Центра документации общественных организаций Свердловской области по научно-методической работе, кандидат исторических наук Владимир Каплюков:
"В "Особой папке" хранится постановление. У нас есть распоряжение обкома партии об оказании помощи Сталинграду, было специальное постановление о помощи Ленинграду в восстановлении исторических зданий. Были случаи, когда руководители целых регионов, из той же братской Украины, обращались к руководителям Свердловской области с просьбой взять шефство над областью для того, чтобы им помогли быстрее восстановить разрушенную экономику, социальную сферу. Шефство, скажем, над Харьковской областью, не оформлялось официально в каком-то объявлении, но сами посылы были именно таковы. И там больше не на формальном уровне это декларировалось, а фактически оказывалась помощь".
Свердловская область помогала в годы войны братской Украине, блокадному Ленинграду, помощь шла разрушенному Сталинграду. "Помощь всесторонняя, начиная с того, что в тот же Сталинград, еще когда битва на Волге не была закончена, уже пошли стройматериалы, оборудование, лес, металл для рубежей обороны. Как только появилась уверенность, почувствовали, что мы Сталинград не отдадим, еще в ходе Сталинградской битвы мы начали направлять стройматериалы".
В марте 1943 года от имени несломленного Сталинграда была направлена благодарность участникам поставки на фронт материалов со Среднего Урала.
Уральцы восстанавливали и ДнепроГЭС, которая была разрушена в годы Великой Отечественной войны. Множество руководителей из разных областей Советского Союза обращались напрямую к руководителям Свердловской области с просьбой о том, чтобы им оказали помощь в восстановлении крупнейших предприятий. Туда отправляли и оборудование, и технологический инструмент, отправляли оснастку, рассказывают в архиве. По документам видно: на запад страны эшелонами в огромном количестве шли лес, металл, станки, оборудование, гвозди, шурупы, шифер, трубы и многое другое. Выявлены документы о том, как руководители КПСС Украины во главе с Никитой Хрущевым благодарили свердловчан за оказанную помощь.
"Это вообще по масштабу работа совершенно колоссальная. Я так понимаю, иногда в публицистике об этом пишут, что история не знала подобного масштаба быстрого перемещения производительных сил из одного региона страны в другой, но это было именно так. Потом опять эти предприятия нужно было развернуть, наладить их работу, выпускать продукцию, это колоссальная работа", - заключает Владимир Каплюков.