Железная дорога Томмот - Якутск (Нижний Бестях) пока не помогла в полной мере связать столицу Якутии с другими регионами России. Об этом заявил аудитор Счетной палаты Валерий Богомолов, сообщается на сайте контрольного органа.
Проект был завершен весной 2019 года, когда трассу ввели в постоянную эксплуатацию. Он обошелся в 49 млрд рублей, из которых 28 млрд предоставил федеральный бюджет, еще 17 млрд – республиканский. Построена однопутная железная дорога протяженностью 439 км с 5 станциями, 63 мостами и одним вокзалом. Также построен 21 невостребованный объект.
Изначально проект предусматривал строительство совмещенного моста, то есть автомобильного и железнодорожного мостового перехода через Лену в районе Якутска. Но в 2016 году от него отказались и даже исключили из ФЦП "Развитие транспортной системы". Это привело к тому, что круглогодичной транспортной доступности Якутска до сих пор нет, а значит, построенная железная дорога не в полной мере достигла главной цели.
При этом на всю излишнюю инфраструктуру затрачено около 1 млрд рублей федеральных средств, в том числе свыше 500 млн потрачено на разработку проектной документации и строительство моста через Лену.
При сохранении существующих темпов роста трасса выйдет на проектную мощность только через 16 лет, сообщил Богомолов. В 2019 году объем перевезенных грузов по железнодорожной линии составил 757 тыс. т.
Справка. Поселок Нижний Бестях находится на восточном берегу Лены, Якутск - на западном. Летом курсирует грузопассажирский паром, зимой можно добраться по замерзшей реке, в период ледохода и ледостава сообщение возможно только по воздуху. Якутск является крупнейшим городом России, с которым отсутствует железнодорожное сообщение.
Движение до Нижнего Бестяха был открыто 26 июля 2019 года. 30 мая 2019 года было объявлено, что проект строительства моста через Лену вошел в проект Национальной программы развития Дальнего Востока.