IT-эксперты и социологи провели совместное исследование мифов о Великой Отечественной войне в российском сегменте соцсетей. Как передает корреспондент Накануне.RU, доклад по результатам работы был представлен сегодня. Исследователи отмечают, что они работали со всеми соцсетями, имеющими русскоязычный сегмент, в зону их интереса попали публикации с 2014 по 2020 год.
По словам одного из авторов исследования – директора аналитического департамента компании "Крибрум" Артема Курицына, изучались пять мифов-тезисов: термин "победобесие", впервые появившийся в 2005 году, но активно начавший распространяться в 2015-м; блок "Нам нечем гордиться"; тезис "коммунизм = фашизм"; блок "СССР – виновник начала войны" и, наконец, обвинения СССР/России в оккупационной политике.
По словам Курицына, всего было найдено более 4,7 млн сообщений на данные темы, их обпубликовали более 1,3 млн пользователей, количество просмотров данного контента исчисляется сотнями миллионов. По некоторым темам количество сообщений за прошедшие годы увеличилось в 18 раз, по другим – наблюдается линейный рост, что не является характерным для "жизни" мемов в сети.
"По термину "победобесие" наблюдается линейный рост сообщений. Термин разрушает само восприятие праздника победы. Параллельно росло количество сообщений о том, что 9 мая – день скорби, и гордиться им особо не нужно. География авторов: с 2017 года растет количество российских авторов по сравнению с украинскими, хотя с 2014 по 2016 гг. их количество было примерно одинаковым", - говорит Курицын. Он делает вывод, что термин зародился вне российского сегмента соцсетей, но был импортирован.
Фото: Е. А. Халдей
Исследователи отмечают, что источниками фейковой информации являются не самые популярные в России соцсети Facebook и Twitter. Глава компании "Ашманов и партнеры" Игорь Ашманов считает, что это связано с иностранной юрисдикцией руководства данных соцсетей.
Авторы исследования отмечают, что термин "победобесие" начинает активно использоваться в преддверии 9 мая, тогда как тезис про оккупацию активен всегда. Все исследованные тезисы начинают рост в соцсетях с 2014-2015 гг., то есть после присоединения Крыма. Ашманов говорит, что линейный рост популярности мифа – нетипичен для интернета, где график интереса к мему бывает похожим на шляпу – с резким ростом и резким же падением.
"Рост количества подобных сообщений идет быстрее, чем в целом рост количества сообщений и рост аудитории. То есть происходит накачка рунета токсичным контентом", - заключает Ашманов. Он полагает, что конечная цель вбросов – разрушение ялтинского устройства мира и пересмотр результатов войны.
Президент группы InfoWatch Наталья Касперская говорит, что большая часть такого контента нацелена на молодежь, а не на взрослых людей, выросших в советские времена и имеющих устойчивую картину мира. Для подростков же Великая Отечественная война – дело далекое и нереальное, сравнимое с войной 1812 года. Другой фактор – история не интересна молодым людям, и в отсутствие ориентиров они представляют из себя "чистое поле для манипуляций".