Свердловская область оказалась регионом с самой высокой ставкой перекрестного субсидирования в электроэнергетике. Как стало известно Накануне.RU, объемы "перекрестки" на Среднем Урале достигли 12,5 млрд руб. в 2020 году, значительно превзойдя соседей. Промышленные предприятия, вынужденные платить за население огромные суммы, говорят о необходимости снижения ставки субсидирования, отмечая, что все расходы, так или иначе, ложатся в себестоимость их продукции. ФАС РФ уже разработала предложения по сокращению ее объемов на 10%. Однако такая политика вызывает опасения в регионах, для которых инициатива антимонопольного ведомства приведет к росту бюджетных обязательств по сдерживанию роста платы граждан.
Перекрестное субсидирование является искусственным механизмом сдерживания тарифов для населения и приравненных к нему категорий, которое достигается за счет нерыночного увеличения цены на электроэнергию для крупных промышленных предприятий. В свою очередь, это позволяет несколько снизить стоимость ресурса для граждан. Фактически, промпредприятия оплачивают за население часть тарифа на передачу электросетевых компаний.
На сегодня самая большая нагрузка лежит на промышленном комплексе Свердловской области. Так, за 2020 год крупнейшие, преимущественно горнозаводские, машиностроительные и металлургические компании заплатят за население и приравненные к нему категории 12,5 млрд руб. в пользу "Россети-Урал" - ОАО "МРСК Урала".
По словам министра энергетики и ЖКХ Свердловской области Николая Смирнова, это связано с тем, что в регионе изначально сильно сдерживались тарифы для населения, соответственно эта доля перекладывалась на промпредприятия.
"Во-вторых, у нас промышленный регион, следовательно, доля потребления электроэнергии промышленностью изначально больше. Поэтому абсолютная величина в рублях и киловаттах объективно выше", - пояснил министр.
Для примера, самые большие объемы перекрестного субсидирования в России после Свердловской области в Республике Башкортостан – 10,7 млрд руб. и в Самарской области – 10,4 млрд руб. в год.
В УрФО ситуация выглядит следующим образом:
Суммарно по стране промышленники доплачивают за население 239 млрд руб. в год.
Участники отраслевого сообщества категорически не согласны с таким положением дел, отмечая, что несут колоссальные расходы в связи с "перекресткой", которые в дальнейшем ложатся в себестоимость их продукции и значительно понижают ее конкурентоспособность. Однако установить экономически обоснованные тарифы для населения пока невозможно, так как это приведет к социальному взрыву. Так, например, в марте в Свердловской области стоимость электроэнергии для юридических лиц, подключенных, как и население, по низкому напряжению, составила 6 руб. за киловатт-час. В свою очередь, тарифы для граждан и приравненных к нему категорий установлены в размере 4,02 руб. за кВт/ч в дневное время и 2 руб. за кВт/ч ночью, а также в праздничные и выходные дни.
В связи с этим, ФАС разработало законопроект по постепенному снижению объемов "перекрестки" в ближайшие 10 лет. Согласно предложениям ведомства, за это время показатель будет снижен на 10% и к 2031 году составит 216 млрд руб. Однако в данном случае интересы ведомства и крупных промышленных групп сталкиваются с интересами регионов. Дело в том, что сейчас действует механизм сдерживания роста платы граждан за жилищно-коммунальные услуги. На Среднем Урале во втором полугодии он составит 3,9% на все виды услуг. Соответственно, одна значительная часть расходов на компенсацию дельты между экономически обоснованным тарифом и установленным заложена в ставку перекрестного субсидирования, другая ложится на плечи регионального бюджета. До недавнего времени Свердловская область не несла таких обязательств, однако в последние годы бюджету приходится ежегодно тратить порядка 480 млн руб. на сдерживание. По словам представителей регионального правительства, в ближайшее время эту статью расходов пересматривать не планируется. Однако перераспределение баланса приведет к росту расходов бюджета прямо пропорционально объемам снижения перекрестки.
"Если мы перекладываем нагрузку на население при сохранении предельного индекса, вся ответственность ляжет на региональный бюджет. С точки зрения логики, потребитель должен платить за ресурс и поэтапно "перекрестку" нужно уменьшать. Но нужно понимать, способно ли население нести полную нагрузку. Если сейчас увеличить бюджетные обязательства, регион будет искать, за счет чего перекрыть эти траты. Есть риск секвестра других бюджетных статей", - сказал собеседник издания в региональном правительстве.
Отметим, что сейчас в качестве механизма снижения перекрестного субсидирования на федеральном уровне активно обсуждается так называемая социальная норма потребления электроэнергии (эту меру поддерживал куратор реформы электроэнергетики 1990-х и 2000-х Анатолий Чубайс). Соцнорма предполагает, что стоимость электроэнергии будет варьироваться в зависимости от объемов потребления: чем больше ресурса расходует домовладение, тем выше будет тариф. Однако пока в регионах эта инициатива не находит отклика. В РЭК на местах говорят о том, что весь эффект от нее будет перекрыт расходами на администрирование учета. К прочему, по мнению регуляторов, предлагаемые объемы соцнормы сильно занижены, а их увеличение не даст желаемого эффекта по снижению субсидирования.
Крупные потребители, в свою очередь, предлагают изменить действующие принципы тарифообразования. Например, пересмотреть категорию потребителей, приравненных к населению, которые получают льготный тариф. Сейчас в нее входят объекты пенитенциарной системы, садоводческие и гаражные кооперативы, управляющие компании, а также религиозные организации, включая РПЦ. Очевидно, считают промышленники, часть потребителей из этой категории можно исключить.