Сегодня свой 70-летний юбилей празднует первый глава постсоветского Екатеринбурга Аркадий Чернецкий. Управленец в течение 18 лет руководил уральской столицей и за это время стал ее настоящим хозяином. При Чернецком город активно строился, преображался и вырос в одну из столиц современной России. После окончания мэрства Чернецкий ушел в верхнюю палату российского парламента – Совет Федерации и уже 10 лет работает там. Журналист Накануне.RU в праздничный для легендарного политика день позвонил ему.
– Аркадий Михайлович, с юбилеем вас! Вы 18 лет были мэром Екатеринбурга. Какие истории из своей работы вы запомнили лучше всего?
– Сразу приходят на ум те первые объекты, которые мы строили. Те первые программы, которые мы в середине 90-х годов смогли запустить единственные в стране. Представьте, когда не было ипотеки, мы запустили программу ссудо-сберегательного строительного товарищества, мы запустили программу муниципального жилищного займа. Москвичи тогда не смогли такого сделать, а мы смогли!
Мы реконструировали Западную фильтровальную станцию. Тянули водовод. Решили в городе проблему, связанную с отключением горячей воды. В начале 90-х годов в Екатеринбурге каждую неделю сидели без горячей воды жители двух районов. Но в 1996 году мы решили этот вопрос.
Также вспоминается строительство Екатеринбургского метрополитена и разработка Стратегического плана. А реально существовавших проблем и коллизий, с ними связанных, было сколько угодно.
– В октябре 2019 года вы критически высказались о команде действующего мэра уральской столицы Александра Высокинского. Каково ваше мнение сейчас, в том числе о принимаемых карантинных мерах?
– Давайте так. Говорить о том, что я выступил категорически против команды Высокинского, не совсем правильно. Я просто отметил очевидное. Есть вопросы, в которых его команда не дорабатывала. Это не была прямо огульная критика. Она носила совершенно конкретный характер.
Что же касается ситуации с коронавирусом сегодня, то в первую очередь все тренды задаются со стороны федеральной и региональной власти. Возможностей для фантазий у местной власти очень мало. Они должны в первую очередь выполнять те установки, которые диктуются сверху. Для этого должны быть сконцентрированы все ресурсы и приниматься правильные управленческие решения. Сейчас, вы знаете, я не вижу в городе катастроф советского масштаба. Очевидно, эти решения принимаются. Сегодня контролировать работу администрации города достаточно сложно, потому что все мы находимся на удаленной работе и видим только результаты.
– Губернатор Свердловской области продлил режим карантина до 18 мая. Однако, судя по ситуации на улицах, мало кто из свердловчан соблюдает режим самоизоляции. На Среднем Урале, как и во многих других регионах, царит жара и люди стали гулять, так как больше месяца находились дома. Также есть и некая половинчатость в мерах власти по предотвращению распространения коронавируса. С одной стороны, у нас до сих пор закрыты все общепиты и магазины одежды, а с другой открываются постепенно ранее закрытые места.
– Я считаю, что полностью на сегодняшний день режим карантина снимать нельзя.
Во-первых, это сигнал для потенциально уязвимых категорий, потому что, если сегодня мы полностью снимем режим карантина, у нас на улицы без всякого ограничения выйдут хронически больные люди, пожилые. Для них это снятие может послужить неверным сигналом.
Во-вторых, сегодня нужно исключить места, где концентрируется большое количество людей, находящихся на неконтролируемой дистанции. Поэтому снимать карантин полностью не нужно. Может быть, каким-то предприятиям можно дать возможность работать снова. Но этот анализ должно провести правительство Свердловской области и принять соответствующее решение. Сегодня дать зеленый свет и сказать, что с инфекцией покончено, будет категорически неправильно.
– Как вы сами переживаете режим самоизоляции?
– В основном я работаю. Сейчас у нас нет сессионных заседаний Совета Федерации в Москве. Подготовкой документов для министерств, Совета Федерации, правительства я могу заниматься на удаленке. Кстати, я живу за городом, где нет большого числа людей. Периодически выхожу подышать свежим воздухом один.
– В этом году исполнилось 10 лет, как вы оставили пост мэра Екатеринбурга. За прошедший срок вам хотелось бы что-то изменить в управлении Екатеринбургом?
– Я всегда отмечал, что администрация, которую возглавлял Александр Якоб, да и собственно действующая администрация, работают в рамках того стратегического плана, который был разработан моей командой в 2003 году. Не могу сказать о том, что сейчас есть необходимость что-либо ломать или рушить. Естественно, что есть ряд направлений, развитие которых нужно ускорить. Не хочется ничего замедлять. Но некоторые замедления возникают и естественным путем.
Поэтому сносить систему управления городом до основания, как знаете, у нас привыкли в России, не нужно. Сегодня есть возможности добавить темпы и нужно работать в этом направлении. Так, сегодня появилась возможность в связи с поддержкой федерального бюджета активнее заниматься строительством дорог, развязок. Тем, на что нам всегда не хватало собственных денег. Для города сегодня чрезвычайно важна транспортная сеть, а также, конечно, развитие метрополитена.