Функции по обслуживанию, установке и замене электросчетчиков у населения перешли к энергосбытовым и электросетевым компаниям. В зону ответственности первых входят приборы учета в многоквартирных домах, вторых – частной сектор. Теперь в случае поломки, необходимости поверки или замены все расходы будут нести энергетики. Предполагаемый объем инвестиций только в Свердловской области оценивается участниками рынка более чем в 2 млрд руб. Законодательно компании смогут вернуть средства через тариф в следующие периоды, однако без ответа пока остаются два вопроса: где взять деньги на установку счетчиков сейчас и как регулятор заложит расходы в тариф в условиях ограничения роста платы граждан?
ФАС РФ начала разработку методических указаний по расчету тарифов на передачу для электросетевых организаций, регулируемых по долгосрочке и методом индексации. Изменения предполагают механизм компенсации затрат сетевиков, понесенных в связи с установкой электросчетчиков потребителям.
Ранее все затраты на организацию учета электроэнергии несли потребители, в том числе им приходилось платить за сами приборы учета, установку и эксплуатацию оборудования. За неисполнение данных обязательств накладывался штраф. Теперь потребители сохраняют только одно обязательство – по передаче показаний по старым приборам учета.
Как сообщили Накануне.RU в пресс-службе компании "Россети - Урал", после установки интеллектуального прибора потребитель должен будет только оплачивать счет за электроэнергию. Передавать показания в энергокомпанию будет уже не нужно. Отметим, что обязанность устанавливать только интеллектуальные приборы учета, вместо вышедших из строя или с истекшим сроком поверки, у гарантирующих поставщиков и электросетевых компаний возникает с 1 января 2022 года. Однако закон не запрещает устанавливать интеллектуальные приборы учета уже сейчас при наличии такой возможности.
"Это регулируемые организации, а значит, обоснованные расходы на данную деятельность должны учитываться в тарифах. Вместе с тем, справедливо утверждение, что такие расходы будут в значительной степени компенсированы за счет влияния других факторов, учитываемых при расчете тарифа. Это прежде всего экономия от уменьшения потерь и снижения затрат, рост операционной эффективности за счет автоматизации. Темп роста тарифов на услуги по передаче электроэнергии ограничен прогнозом социально-экономического развития РФ на уровне "инфляция минус". Расходы на создание и эксплуатацию интеллектуальной системы учета не приведут к росту тарифов выше установленных пределов", - пояснили в пресс-службе компании.
Так, например, в зоне деятельности "Россети - Урал" в Пермском крае, Свердловской и Челябинской областях количество обслуживаемых точек поставки составляет 1,3 млн штук (с учетом арендованных сетей АЭС-Инвест в Челябинской области). Согласно инвестпроекту, стоимость установки счетчиков составит суммарно 1,75 млрд руб. Из них 178,1 млн руб. планируется вложить уже в 2020 году, 853,9 млн руб. в 2021 и 727,1 млн руб. – в 2022.
Однако, как указывают участники рынка, проблема финансирования заключается в том, что у электросетевых и энергосбытовых компаний отсутствуют свободные средства на реализацию требований законодательства. Несмотря на то, что регулятор обещает компенсировать расходы, сделать это удастся только в следующих периодах, а пока соответствующая расходная часть отсутствует.
При этом регулятор вряд ли сможет заложить все понесенные расходы в один год, а с учетом ограничения роста платы граждан, возврат инвестиций в долгую растянется на многие годы.
Одним из возможных вариантов финансирования здесь и сейчас называют энергосервисные контракты. Такой тип договора предполагает, что некий сторонний инвестор должен вложить в установку счетчиков собственные или привлеченные средства и достичь установленных целевых показателей энергоэффективности. В данном случае, речь идет о снижении потерь электроэнергии, сведении на нет безучетного потребления и оптимизации диспетчеризации. Весь полученный экономический эффект будет направлен на возврат инвестиций исполнителю энергосервисного контракта.
Напомним, что о своих инвестиционных планах уже заявили гарантирующие поставщики электроэнергии. Учитывая, что в их зоне ответственности сосредоточено значительное число точек, необходимые суммы инвестиций на порядок выше. Так, например, крупнейший проект инвестпрограммы, стоимостью 1 млрд руб., заявил на согласование в региональную энергетическую комиссию свердловский филиал АО "ЭнергосбыТ Плюс" (входит в ПАО "Т Плюс"). Практически весь объем средств (900 млн руб.), компания рассчитывает направить на создание интеллектуальной системы учета. Предполагается, что с 2021 по 2023 год будет установлено 76 тыс. 887 умных счетчиков. В свою очередь стоимость проекта АО "Екатеринбургэнергосбыт" (контролируется АО "Россети - Урал") составляет 600 млн руб., а "Нижнетагильской энергосбытовой компании" (совместное предприятие АО ЭК "Восток" и АО "Энергосбыт плюс") – 450 млн руб.
Таким образом, все энергосбытовые компании только в Свердловской области вложат в создание интеллектуальных систем учета более 2 млрд руб., в то время как "МРСК Урала" необходимо 1,8 млрд руб. на три региона присутствия.