В 2020 году в России почти на 30% по сравнению с прошлым годом снизилась стоимость авиабилетов, но, несмотря на это, данный вид транспорта все еще малодоступен для большинства россиян, особенно проживающих на Дальнем Востоке. Проблема отчасти не решается из-за плохой авиалогистики в регионе, причина которой кроется в отсутствии ремонта аэропортов в регионе и строительства новых.
СМИ ранее сообщали о снижении почти на 30% стоимости авиабилетов в 2020 году на перелеты внутри России. Данные приводились в сравнении с прошлым годом. Так, средняя стоимость поездки туда-обратно сейчас обойдется в районе 11 тысяч рублей, а в 2019 году такой перелет обошелся бы в 15 тысяч рублей.
Однако для россиян, живущих на Дальнем Востоке, стоимость поездок туда-обратно гораздо выше. Согласно информации популярного сервиса Aviasales по поиску авиабилетов, перелет с пересадкой из Хабаровска в Москву и обратно на одного члена семьи и без учета стоимости проживания в гостиницах, обойдется почти в 30 тысяч рублей.
Проблема с высокой стоимостью авиаперелетов из регионов не решается уже долгое время, а ее причиной является плохое развитие сети аэропортов в удаленных регионах России. По данным СМИ, на Дальнем Востоке из 470 аэропортов, работавших в 1991 году, к 2018 году осталась только 1/6 часть. По информации Минвостокразвития, из 82 имеющихся аэродромов только 41 имеет посадочные полосы с твердым покрытием и способен принимать крупные авиасуда. Технический износ аэропортов составляет до 80%. Часть ответственности за это лежит на Максиме Соколове, который с 2012 до 2018 года возглавлял российский Минтранс и не мог разобраться с проблемой, хотя на ее решение выделялись крупные деньги. Теперь Соколов является вице-губернатором Санкт-Петербурга по вопросам инвестиций, развитию транспортной инфраструктуры и туризма.
Во время службы на посту главы Минтранса чиновник не раз подвергался критике со стороны других высокопоставленных коллег. Например, полпред по ДВФО Юрий Трутнев в 2017 году критиковал экс-министра за проблемы со строительством и реконструкцией аэропортов на Дальнем Востоке, из-за чего приобретать авиабилеты в этот регион по-прежнему затратно для большинства россиян. Примечательно, что на развитие отрасли правительство выделяло более 106 миллиардов рублей. Однако, как отметил Трутнев, 64 миллиарда из них «исчезли».
Кроме того, проблемы касались и развития транспортной инфраструктуры, неудовлетворительное состояние которой не позволяло эффективно реконструировать аэропорты. Трутнев пожаловался на данную ситуацию на совещании у Дмитрия Медведева, который на тот момент являлся президентом РФ, и поднял вопрос о корректном освоении бюджетных средств на ДВ. Полпред потребовал провести расследование, которое показало, что неэффективное расходование финансов было связано с плохой подготовкой проектной документации и несвоевременным проведением госэкспертизы. В итоге, потеря денег стала результатом неудовлетворительной работы Росавиации и некачественного контроля со стороны Соколова и Минтранса.
Учитывая приведенную выше информацию, становится актуальным вопрос о профпригодности Соколова на посту вице-губернатора Петербурга по развитию транспортной инфраструктуры. Стоит отметить, что именно при нем произошел резкий скачок цен на проезд в общественном транспорте, а также сокращение большого числа частных маршрутов.