Новости
"Подмена понятий для создания точек кипения". Глава района - про протесты из-за парка XXII Партсъезда
Общество | Свердловская область

31 июля мэр Екатеринбурга Александр Высокинский в ходе рабочего объезда посетил строящиеся и реконструируемые объекты Верх-Исетского района. Наибольшее внимание сейчас приковано, разумеется, к реконструкции парка XXII Партсъезда, но также внимание в ходе объезда было уделено проектам по строительству жилья, школ, транспортной инфраструктуры, оказанию медицинской помощи и многому другому.

Глава Верх-Исетского района Андрей Морозов согласился побеседовать с журналистом Накануне.RU и рассказать о нынешнем состоянии района и перспективах развития его микрорайонов. Также чиновник высказался относительно мотивов организаторов протестов против реконструкции парка XXII Партсъезда.

Андрей Морозов(2020)|Фото: Накануне.RU

На днях глава города Александр Высокинский совершил объезд района. Какими, на ваш взгляд, являются проблемные зоны и что нужно для исправления ситуации?

— На сегодняшний день по результатам объезда мы констатируем, что наиболее проблемные зоны — это вопросы развития Широкореченского микрорайона. Это место быстрого роста жилищного строительства, есть отставание по возведению объектов социальной сферы, и на сегодняшний день начинает проглядываться серьезное отставание строительства дорожной сети от сроков ввода жилья и социальных объектов. По поручению главы Екатеринбурга в августе будет проведено совещание по перспективам развития этого микрорайона.

Александр Высокинский, Владимир Крицкий(2020)|Фото: Накануне.RU

Насколько такие объезды помогают по-иному взглянуть на те или иные проблемы, сверить часы с руководителем города и самими жителями – а ведь пункты объезда составляются в том числе по итогам приемов населения?

— Это однозначно одна из эффективных мер, когда можно своими глазами посмотреть и увидеть проблемы межведомственного взаимодействия, увидеть проблемы несостыковки программ различного рода развития: социальная сфера, сферы здравоохранения, спорта, культуры и объектов дорожной сети. Ну, и некоторые проблемы иногда лучше смотреть независимо, а не с точки зрения какого-то отраслевого интереса. Все вопросы, которые сегодня задаются, достаточно сложны в решении: в них требуется и политическая воля, а на некоторые решения приходится изыскивать дополнительные ресурсы, возможности, привлекать сторонние организации, еще не задействованные в решении вопроса.

Вопрос про объект, который в районе сейчас, наверное, больше всего на слуху. Как вы оцениваете процесс внесения изменений в проект парка XXII Партсъезда? Можно ли сказать, что к настоящему времени компромисс с большей частью жителей найден?

— Первые вопросы, которые были заданы по проекту реконструкции парка, к сожалению, заданы были только недавно. Сама процедура выбора площадки, голосование — все это давно ушедшее время. И говорить о том, что "я не принял участие в голосовании, не слышал, не видел ни проекта, ни эскизы" уже спустя два года, когда все утверждено и на объект выходят строители, ну несколько тяжеловато.

Самый главный посыл, который был у жителей – сохранение зеленой зоны. И первой претензией было: "Вы там собираетесь что-то сносить, мы не дадим". В принципе, после большого количества разъяснений, мне кажется, до жителей было донесено, что само понятие "снос деревьев" было использовано не совсем правомерно. Речь идет о том, чтобы заменить аварийные деревья и пеньки здоровыми деревьями и кустарниками.

В процессе общения с рабочей группой, проанализировав и показав все площади зеленого массива, мы реально понимаем, что зеленый массив полностью сохранен и никакого ущерба с точки зрения зелёной массы мы не понесли. Достаточно большой спор был об исторических корнях. В принципе, нашли компромисс, и большая круглая площадь парка оставит свой естественный начальный вариант в виде лиственниц.

Парк XXII Партсъезда(2020)|Фото: Накануне.RU

Возможности, которые давал правовой и финансовый зазор, выбраны. То есть все основные позиции, которые позволят сделать парк современным, безопасным, зелёным, сохранив все его рекреационные возможности, на сегодня учтены.

Сильно ли поменялась концепция проекта реконструкции после обсуждений?

Как мы помним, серьезно вставал вопрос того, что жители близлежащих домов были настроены пессимистически в плане возрастания активности использования парка. Детские площадки рассматривались как некий ущерб для ландшафтности. Некоторые беседки — как место распития алкогольных напитков. Сад камней — как некий элемент бетонных награждений, который не прибавлял бы натуральности. Но самый большой вопрос возникал по кинотеатру, от которого мы впоследствии отказались.

Порядка 14 замечаний было внесено на рассмотрение, и рабочая группа с привлечением специалистов самого разного уровня: профессоров лесотехнического учебного заведения, экспортного сообщества и архитекторов, рассматривали самые разные элементы. Чего удалось достичь: все четко согласились, что парк должен сохранить свое рекреационное воздействие и оставить зеленую зону. Конечно, парк нужно приводить в порядок, то есть это все асфальтовое покрытие и протоптанные дорожки, созданные самой историей. И, конечно же, парк должен стать безопасным, потому освещение нужно в любом случае. Конфликт местного значения всегда включает в себя владельцев собак, жителей с детьми, тех, кто бегает или катается на велосипедах, для этого просто необходимо определенного рода зонирование.

На сегодняшний день нет необходимости возвращаться к тому, что было заложено в концепцию парка 50 лет назад, потому что она не соответствует сегодняшним требованиям горожан.

Парк XXII Партсъезда(2020)|Фото: Накануне.RU

История о том, что общественная группа не смогла убедить жителей города в опасности объединения беговой и велодорожки в парке XXII Партсъезда, звучит немного странно. Сам факт объединения дорожек может привести к травмам, и не понять этого просто невозможно. Каковы были аргументы со стороны жителей города в пользу такого решения, и что так не понравилось им в объяснении невозможности реализации данной идеи?

— Я бы не стал говорить "жители города". Конечно, они жители, но, скорее всего, представляют какие-то свои группы и интересы. Когда начнёшь смотреть с этой точки зрения, то разговор приобретает другие очертание. Ты понимаешь, что для жителей, которые здесь ходят, является очевидным необходимость разделения дорожек, и аргумент "оставьте все как есть" не ложится ни в мозг, ни на душу.

Хочу сказать, что цели таких высказываний далеки от реальности и действительности. В качестве аргументации говорили, что велодорожками мало кто пользуется, да и бегают здесь немногие и, собственно говоря, зачем тогда выделять пространство дополнительно под те потоки, которые сегодня не развиты? Хотя если посмотреть, сколько сегодня людей ездило и продолжает ездить на велосипедах, мы понимаем, что имеем достаточно большой поток велосипедистов в том числе.

Глава Екатеринбурга Александр Высокинский предположил, что протесты финансируются из-за рубежа. Каково ваше мнение по этому поводу? Считаете ли вы протесты полностью инспирированными некими заинтересованными силами?

— Хочу заметить, что на последнем заседании из рабочей группы ушли несколько представителей. По большому счету все, кто профессионально разбирался в ландшафте, архитектуре и зеленых насаждениях — остались. Ушли некие политические силы. Не берусь обсуждать вопросы их финансовой поддержки или организационной части, но то, что ушли именно эти силы, говорит о том, что в процесс вовлечены определенные структуры, которые прикрывают свой посыл за именем жителей.

Андрей Морозов(2020)|Фото: Накануне.RU

К чему эти протесты могут привести: пытаются остановить стройку, 1 сентября мы не получаем нормальное пространство, строительство не закончено, деньги не освоены и все мы останемся у разбитого корыта. И всего этого хотят жители? По-моему, произошла очень быстрая подмена понятий, и под видом лозунгов "мы защитим вас от уничтожения зеленой массы и места отдыха", некие лица начинают какие-то другие интересы раскачивать: поднимаются финансовые вопросы, вопросы взаимоотношений города и общественности и все что угодно, кроме одной простой вещи, которая была разрешена еще в самом начале, а именно, что в парке сохранится зеленая масса, появятся места для мам с детьми, появляется хорошо обустроенное для спортивных занятий пространство, тропиночная сеть, освещение для безопасности.

Поэтому я не исключаю момента, что Александр Геннадьевич обладает информацией, и его ответ имеет место. Если рассуждать о целях, которые преследуют данные лица, то это протест ради протеста. Любой здравомыслящий человек, который смотрит телевидение, слушает радио, понимает, что, начиная с США, идут мощнейшие протесты по всему миру. Выходят люди, недовольные теми или иными вещами. В России — начиная от Хабаровска и кончая местными какими-то вопросами, нередко вместо того, чтобы заходить в переговорную и найти компромисс, ищется повод для протеста-создания точек кипения.

Поговорим про отдаленные микрорайоны. Рядом с Онкоцентром присутствуют пустующие промышленные земли, которые предполагаются под развитие, в том числе, и медицинских технологий. По словам Александра Высокинского, к 2023 году планируется соединение Академического с Широкой речкой. Имеются ли уже планы на пустующие земли? Возможно ли расширение нового проекта Медицинского центра высоких технологий, представленного на объезде главы города 31 июля?

— Конечно же, возможности расширения Медицинского центра высоких технологий около Онкоцентра существуют. Сам проект разработан и был представлен главе Екатеринбурга, дальше идет вопрос инвестирования этих проектов. Он очень нужен для города, для жителей Свердловской области и, в целом, по тому содержанию, которое будет предлагать данный центр, хочу сказать, что речь идет уже о центре медицины международного уровня.

Что же касается развития территории. Проект планировки в принципе уже проходит общественные слушания и дальше будет оформляться. Он дает зонирование, благодаря которому видно, какая территория под какие нужды определяется: что пойдет под высокоэтажные или малоэтажные здания или под медицинский кластер. Мы имеем территорию под Онкоцентр, дальше идет госпиталь ветеранов войн. Есть и еще одна очень мощная точка роста — СКБ-контур. Это промышленный парк IT-технологий, который предоставит порядка 4,5 тыс. рабочих мест. Всё это предусмотрено в проекте планировки, а пустующие земли, о которых мы говорим, носят такое название лишь условно. Целевое назначение и предложения по развитию территории сегодня сформулированы генпланом и будут внесены. Дальше речь идет об инвестициях, наша же задача — создать подходящие условия, это транспортная доступность и коммуникация, но это уже вопрос развития территории.

Александр Высокинский в Свердловском областном онкологическом диспансере(2020)|Фото: Накануне.RU

При этом транспортная сеть в микрорайоне Широкая речка не особо развита. Что будет делаться для решения проблемы и в какие сроки? И какие еще проблемы необходимо будет устранить в микрорайоне для улучшения инфраструктуры?

— Первый и жизненно важный вопрос, который на сегодняшний день уже перезрел, это дополнительные выезды из Академического и Широкореченского районов. Это вопрос не дополнительной полосы, нужно искать именно выезды на объездную и городскую часть.

Следующий вопрос — это развитие внутриквартальной сети. Сегодня мы имеем многоэтажки, жилые комплексы, которые вводятся, но, к сожалению, полноценных дорог с тротуарами, которые выходят в единую сеть, не создано, и пока они находятся в проектировании. Мы выяснили, что сроки проектирования и ввода некоторых улиц опаздывают от ввода, например, социальных объектов. Мы заезжаем на строящийся образовательный центр и понимаем, что его уже хотят ввести в эксплуатацию, но подъезды к нему записаны в плане развития дорог только через год. Это, конечно, никуда не годится. В течение весны я получил очень много жалоб от жителей, которые просят провести тротуар до "Ленты", но очень проблематично им объяснить, что они хотят провести тротуар через действующую строительную площадку.

То есть весь микрорайон Широкореченский сегодня представляет из себя перманентно строящиеся площадки и сделать какую-то дорогу или тротуары и ввести их в эксплуатацию не представляется возможным.

Александр Высокинский отметил нехватку поликлинической помощи на территории Широкой речки, как одну из весомых проблем. Каковы пути решения? Планируется ли строительство новых объектов здравоохранения?

— Есть вопрос по развитию территории. То есть, в принципе, такое место на территории запланировано, единственное — до 2030 года, что не может устроить всех тех, кто сегодня туда переезжает. Возможности поликлинических отделений в микрорайоне имеются: есть место для взрослой помощи и несколько кабинетов для оказания детской помощи, но вся эта деятельность лицензируемая, и поэтому, если выходить в полный профиль оказания услуг, то помещения к этому не приспособлены. Поэтому работает участковая служба, имеется какой-то минимальный набор кабинетов, куда может прийти специалист и провести какой-то осмотр, но основной, конечно, проводится на базах в центре города. Достаточно ли этого? Конечно, нет. Александр Геннадьевич рассматривает как один из вариантов возможность выделения каких-то помещений в крупных медицинских центрах онкологии и госпиталей. Он считает, что это в принципе возможно.

Касательно установки памятника Григорию Речкалову. Раз уж глава города отметил низкий уровень знаний молодежи отечественной истории, планируется ли установка памятников и другим героям Великой Отечественной войны или, возможно, другим знаменитым личностям? Определено ли уже место установки бюста Речкалову?

— Одной из проблем по установке бюста Речкалову является отсутствие образовательных объектов. В принципе образовательный комплекс всегда брал очень большую воспитательную часть именно по героям Великой Отечественной войны. Например, в 25 школе, которая стоит на ул. героя Советского союза Феофанова, проводились воспитательные беседы на продленке. В очень многих школах есть музеи с местами боевой славы определенных армий и т.д. Но сегодня рассказать людям, которые не представляют, что такое голод, разруха, утрата близкого человека, о подвиге военном и трудовом, очень сложно. Меня очень порадовал федеральный проект по восстановлению имен и фамилий, чтобы родственники военнослужащих могли заходить на сайт и найти, где их родственник призывался, в каких войсках служил, какие ордена и медали имел.

Сама улица Речкалова небольшая и на сегодняшний день там, по сути дела, стоит один дом. Мы посчитали, что как-то негоже поставить, по сути, в газон этот бюст. Дано поручение рассмотреть установку памятника на другой стороне ул. Суходольской, посмотреть, как пройдет развитие дорожной сети (там планировалась дополнительная полоса), и обустроить нормальное общественное пространство с установкой бюста.

Место размещения бюста Григорию Речкалову(2020)|Фото: Накануне.RU

В ходе нынешнего объезда пока не удалось добраться до Мичуринского. Но не можем не спросить – какие обращения поступают от жителей, можете ли анонсировать нашим читателям какие-то решения имеющихся в микрорайоне проблем?

— Микрорайон Мичуринский сложный. Начиная с прошлого года, мы нашли возможность отремонтировать четыре участка дороги асфальтом. Очень понравилось начинание того, что один участок дорог в асфальте сделали сами жители. Проект по освещению находится в разработке и в декабре, вполне возможно, будут какие-то первые результаты. Проект по Карасьевской улице в доработке. Там будут дополнительные остановки транспорта, освещение, заезд в школу с парадного и связь с ул. Осоковая. К сожалению, коммуникация, которая проложена внутри Мичуринского, не дает возможность сделать ул. Карасьевскую двухсторонней для общественного транспорта, но, по крайней мере, думаю, что мы замкнем дорогу в одну сторону, что также существенно отразится на жизни жителей микрорайона.

ЖК "Мичуринский"(2016)|Фото: Департамент информационной политики губернатора

Есть вопрос дальнейшего развития территории в виде парка, хотя пока это пространство, которое условно называется парком, но думаю, что мы его возьмем в развитие. Изначально это было место для детского сада, но уже потом его перевели в разряд парковых зон и сегодня в приоритетном порядке решается вопрос о том, чтобы сделать детский сад на 250 человек на ул. Цветоносная, однако пока все на стадии обсуждений.

В этом году у нас в планах заменить перепускную трубу через реку Патрушиха на ул. Осоковая, чтобы было безопасно ездить и ходить. Здание под большой магазин в Мичуринском уже построено и в скором уже будет сдаваться, но это вопрос, конечно, частного инвестирования. Название пока еще не придумано: все зависит от того, кто туда зайдет, но я, честно говоря, особо не переживаю по данному вопросу, поскольку как только появляется покупательная способность, бизнес моментально ориентируется, не говоря уже о том, что под первые этажи в застройки проникают такие торговые сети как "Магнит" или "Монетка".

Здесь я больше переживаю за социальные объекты, которые, к сожалению, даются с большим трудом: дорого стоят и требуется много общественных ресурсов, чтобы их запустить.

Спасибо вам за интервью!

— Спасибо, рад был ответить на ваши вопросы.

Полина Борисенко