Новости
Зона комфорта. Россотрудничество страдает от отсутствия целей и понимания, как их достичь
Политика | В России | За рубежом

Год назад, когда Россотрудничество возглавил Евгений Примаков, от организации ждали серьезных перемен. Агентство, отвечающее за «мягкую силу» России за рубежом, по факту оказалось неповоротливым, медлительным, страдало от коррупционных скандалов и было едва ли не парализовано.

Примаков выглядел как человек, способный заставить закрутиться ржавые шестеренки агентства. Его слова звучали разумно – пора отходить от «дипломатии балалаек» с концертами на пять человек и чаепитиями как мерилом эффективности.

Однако за прошедший год ситуация, в сущности, практически не улучшилась. В составе ведомства появились антикоррупционные миссии, но шлейф скандалов, связанных со странными тендерами по-прежнему тянется за ведомством. Появились функциональные управления, но так и не ясно, что конкретно они делают. Кое-какие полезные вещи агентство все-таки делает, вроде отправки иностранных студентов в Россию, но это, в конечном счете, капля в море – основная деятельность агентства по-прежнему связана с разнообразными паракультурными мероприятиями вроде конкурса юных чтецов в Вене

Можно бесконечно говорить о том, что эти мероприятия мало кому интересны. Однако никуда не деться от вопроса о том, что делать, если мы понимаем, что играть австрийцам на балалайке непродуктивно. И здесь мы упираемся в другую проблему нашего злополучного «Агентства 404».

Проблема в том, что Россотрудничество, похоже, само едва понимает, как оно хочет работать, чего добиваться и каковы для него критерии успеха. Даже когда агентство работало в режиме «ведомства праздников» оно могло, по крайней мере, демонстрировать хотя бы какие-то зримые результаты – пусть и смешные, но измеримые. Однако, когда, к примеру, скончалась единственная представительница Россотрудничества в Киеве, то даже в таком режиме ведомство просто перестало функционировать на Украине. Хотя Примаков объявлял о том, что на Украине работа будет вестись «неформальными» способами, фактически в этой стране перестало делаться вообще что-либо. Потеряв возможность проводить чаепития, Россотрудничество немедленно потеряло представление, а что же теперь вообще делать.

Задача Россотрудничества теоретически состоит в том, чтобы налаживать контакты между Россией и другими странами по гуманитарной линии, создавать в целом позитивный фон от присутствия России на той или иной территории. На практике главная проблема «Россотра» оказывается даже не в коррупции и не в попытках за деньги снимать негативные публикации о себе в СМИ. Большинство представителей Россотрудничества на местах просто фатально не имеют, что сказать людям в тех странах, где работают. Даже в том, что касается памятных дат и праздников, представители Россотрудничества чаще всего заняты вещами, мало кому интересными за пределами России. И дело не в какой-то злонамеренности, просто руководители региональных офисов агентства (не все, но значительная часть) слабо разбираются, чем вообще дышит общество в тех странах, куда они едут.

Возмущенные реплики по поводу пассивности «ведомства чаепитий» звучат часто, но беда в том, что чаепитие, кинопоказ на пятнадцать человек или концерт на двадцать зрителей – это наиболее простой вариант активности, когда ответственный за этот вопрос чиновник не знает, что ему делать и боится ответственности, а совсем ничего не делать страшно. Громко провалить концерт, на котором есть только пяток давно известных зрителей и правда сложно, а в смысле организационных усилий и затрат особенно напрягаться не надо. Другое дело, что и эффект от таких мероприятий неизбежно оказывается нулевым. Однако отчет составлен, бюджет освоен, и настоящего прокола, в сущности, нет. Это очень удобно для всех. Однако это ни на шаг не приближает агентство к цели – в чем бы она ни состояла.