В Орджоникидзевском районном суде Екатеринбурга накануне завершилось рассмотрение уголовного дела бывшего директора центра детско-юношеских клубов «Созвездие» Светланы Слепухиной. Как это принято у российской фемиды, юридические процедуры длились несколько лет.
Фабула такова. Как пишет "Областная газета", Слепухина была назначена руководителем центра в 2017 году. "Созвездие" по форме собственности - муниципальное учреждение, которое финансируется из городского бюджета. Соответственно, расходы центра должны контролироваться учредителем – комитетом молодежной политики горадминистрации.
"В ноябре 2018 года мне позвонили из комитета и сообщили, что у нас образовалась экономия средств, и мы можем их израсходовать на свои нужды, – рассказывает Светлана. – Все здания, где размещаются наши клубы, «возрастные», нуждаются в серьезном ремонте. И в тот момент я ухватилась за возможность привести в порядок хотя бы одно из них. Выбрали клуб «Атлант» на улице Стачек, который несколько раз топило. Отремонтировали. И все бы хорошо, если бы не одно «но». Прежде чем приступить к ремонту, надо было составить смету работ, согласовать ее в контрольно-ревизионном управлении администрации Екатеринбурга, найти подрядчика и заключить с ним договор. Все это заняло немало времени. И когда все процедуры были завершены, до конца года оставалось меньше двух недель".
При этом, процедуры, по словам Слепухиной, требовали отчитаться по средствам до 31 декабря. В противном случае финансирование бы не прошло. Оказавшись в цейтноте, Слепухина 20 декабря 2018 года подписала акт и справку о выполнении ремонтных работ в клубе «Атлант» в полном объеме. Документы передали учредителю, 27 декабря подрядчику перечислили 286 тысяч 256 рублей 20 копеек. Но фактически ремонт провели в январе-феврале 2019 года.
Собственно, именно подписание бумаг "авансом" и легло в основу уголовного дела. Слепухина признана виновной в совершении преступления из «личной заинтересованности».
Этот частный случай, возможно, не стал бы предметом интереса журналистов, если бы не служил наглядным примером сложившейся годами в госуправлении практики: деньги выделяются в конце года, когда реально провести ремонтные или иные работы, на которые выделяются средства, зачастую физически не возможно.
"Светлана сделала то, что делали, делают и будут делать многие руководители, которых постоянно повторяющаяся практика выделения средств на решение насущных вопросов под самый конец года ставит перед дилеммой: либо исхитриться и освоить их, либо вернуть", – цитирует "Областная газета" консультанта финансово-юридической компании в Екатеринбурге Олега Покрасова.
В случае с бывшим руководителем "Созвездия" поводом разбирательств, приведших к уголовному делу и приговору суда, стали жалобы, которые некие крайне бдительные индивидуумы стали направлять по инстанциям. Самую эффективную настойчивость проявила региональная общественная организация «Антикоррупционный комитет». После ее обращений к правоохранителям к проверке деятельности клубов подключились сотрудники отдела борьбы с экономическими преступлениями. Правда, первоначально криминала в действиях Слепухиной не нашли. Управление МВД России по Екатеринбургу трижды выносило постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. Но прокуратура Орджоникидзевского района добилась их отмены.
В августе 2020 года уголовное дело возбудили по статье «Злоупотребление должностными полномочиями». В ноябре 2020 года возбудили дело уже в отношении Светланы Слепухиной, по ч. 3 ст. 159 УК РФ («Мошенничество, совершенное с использованием служебного положения»). Затем дела были объединены. При этом, полгода разбирательств привели к тому, что обвинение в мошенничестве со Светланы Слепухиной было снято «в связи с отсутствием в ее действиях состава преступления». Обвинение в злоупотреблении должностными полномочиями также кануло в лету, так как «следствием не установлено, что Слепухина С.И. действовала вопреки интересам службы».
На смену предыдущим юридическим претензиям пришел "служебный подлог". Понятно, что раз ремонт таки был проведен, то корыстный мотив отпал, но остался пункт с «иной заинтересованностью». Суть позиции обвинения в том, что своевременное освоение руководителем учреждения средств является одним из критериев эффективной работы руководителя. А Светлана Слепухина, мол, из опасения, что ее неспособность до конца года, то есть за неделю, сделать ремонт в клубе испортит мнение о ней учредителя, решила подписать документы "вперед".
Журналисты "Областной газеты" отмечают, что провели беседы с сотрудниками «Созвездия». И многие из них говорили, что Светлана Слепухина запомнилась им как человек инициативный, целеустремленный, энергично проводивший реформы в учреждении. А жалобы, которые в итоге привели к уголовному разбирательству, последовали, вполне вероятно, от тех сотрудников, которым не пришлись по душе новации с системой учета работы, позволяющие видеть, сколько на самом деле детей у того или иного педагога занимается, что не могло не сказаться на оплате труда.
Пока приговор суда в законную силу еще не вступил. Светлана твердо настаивает на своей невиновности, говорит, что "ничего преступного не сделала". И добавляет:" Надеялась, что суд объективно во всем разберется".
Стоит отметить, что потерпевшей стороной в процессе выступала администрация Екатеринбурга. И по утверждению ее представителя в суде, например, проверка счетной палаты города Екатеринбурга деятельности «Созвездия» ущерба не выявила.
Вердикт судьи, по сути, оказался таков: Светлану Слепухину признать виновной в служебном подлоге, совершенном из иной личной заинтересованности. В качестве наказания назначить штраф в 10 тысяч рублей, но в силу истечения срока давности от наказания освободить. Светлана Слепухина намерена подать апелляцию в Свердловский областной суд.
Владимир Смирнов, доцент кафедры судебной деятельности и уголовного процесса Уральского государственного юридического университета отмечает: "В своей адвокатской практике мне нередко приходилось сталкиваться с такого рода ситуациями. Имею в виду непонятное упорство, с каким наша правоохранительная система тратит время, силы, государственные деньги на расследование мелких, малозначительных нарушений закона".
Поэтому, каким будет развитие событий предсказать весьма затруднительно.