Новости
Нейропсихолог из УрФУ рассказал об опасности цифрового обучения для психики ребенка
Образование | В России

Цифровизация образования оказывает поначалу незаметное, но очень значимое негативное воздействие на ребенка. Об этом рассказал нейропсихолог, кандидат психологических наук, доцент УРФУ Сергей Киселев на международном Форуме безопасного интернета в МИА "Россия сегодня".

Он отметил, что у каждого человека есть страх перед новым знанием, даже у взрослого. Для ребенка учитель является живым посредником между ним и миром знаний. А цифровизация очень сильно уменьшает роль учителя в этом процессе.

"Это может привести к изменению самой природы знания, получаемого ребенком. И как это дальше скажется на нас – трудно предсказать. Есть очень много факторов риска, которые уже доказаны научными исследованиями, что цифровой/виртуальный мир негативно воздействует на психику, мозг и поведение", - сказал Киселев.

Так, в МКБ-11 введена новая болезнь - цифровая зависимость. Она может вести к другим формам зависимости - алкогольной, наркотической. И скоро появится прослойка детей, приученных к этому с пеленок. Уже наблюдается корреляция между распространением цифровых технологий и ростом числа детей с аутизмом. Это объясняется тем, что в цифровом мире ребенок не общается с живыми людьми.

"Цифровой мир устроен таким образом, что он эксплуатирует у ребенка, прежде всего его непроизвольное внимание, то есть ориентировочные рефлексы на разные внешние стимулы. Это приводит к обкрадыванию развития произвольного внимания ребенка", - подчеркнул эксперт.

Также цифровизация резко снижает мышечную активность ребенка, блокирует развитие мелкой моторики и тормозит развитие связанного с этим мышления в целом.

Эксперт Совета Федерации Анна Швабауэр на этом же мероприятии напомнила, что цифровизация образования продвигается насильственно, а детей загоняют в "цифру".

Евгений Чернышёв