Росавиация спустя три года назвала причины посадки самолета компании "Уральские авиалинии" на кукурузное поле в 2019 году. Событие прозвали "Чудом на кукурузе", так как ни один член экипажа или пассажир не пострадали. Причиной же неполадок с самолетом стали чайки, а к аварийной посадке в итоге привела неготовность пилотов к подобной стрессовой ситуации.
Заметим, что по-прежнему речь не идет об официальных выводах МАК. Результаты расследования содержатся в приказе "О реализации мероприятий по результатам расследования авиационного происшествия с самолетом A-321–211 VQ-BOZ", который накануне был опубликован в telegram-канале "Авиационная антресоль". Согласно заключению экспертов Межгосударственного авиационного комитета (МАК), во время внештатной ситуации у пилотов произошел психоэмоциональный всплеск и дезорганизация действий, из-за чего те просто забыли убрать шасси сразу после взлета.
Эксперты также оценили, что в принципе могло привести к психоэмоциональному всплеску у пилотов. 13-15 чаек действительно во время взлета пересекали траекторию воздушного судна, после чего часть из них и попала в двигатели самолета. При этом птицы, как оказалось, и вовсе могли на постоянной основе находиться на аэродроме и даже ночевать и кормиться там.
Возле самого аэродрома располагались свалки, сельхозугодия и водоемы: все то, что особенно привлекает птиц. Конечно же, это не соответствовало положениям инструкции по орнитологическому обеспечению безопасности полетов. При этом биоакустическое оборудование для отпугивание птиц работало круглосуточно, что напротив могло привести к тому, что чайки просто привыкли к неприятному звуку.
"Привычка" стала решающим фактором и для самих пилотов. До экипажа постоянно доводили сведения о перелетах птиц как обычное напоминание, потому в по-настоящему критический момент предупреждение потеряло свою эффективность и стало для пилотов не более чем "фоновым шумом". Произошедшее также сильно отличалось от ситуаций, которые пилоты проходили на тренажерах, потому те и растерялись. До самого же взлета осмотр взлетно-посадочной полосы также проводился, но на личном автомобиле и без каких-либо записей.
По итогу Росавиация посоветовала компании озаботиться состоянием нестабильных пилотов и прописать конкретные рекомендации о пригодности к их переучиванию. Необходимо также проанализировать руководство по психологическому обеспечению отбора и подготовки летного состава пилотов.
Напомним, 15 августа 2019 года самолет вылетел по маршруту Москва – Симферополь, во время взлета в двигатели попали птицы. Экипаж принял решение садиться прямо на поле кукурузы, которое было по курсу движения. В результате все 226 пассажиров и семь членов экипажа остались живы, несколько десятков человек получили легкие травмы. Пилотам было присвоено звание Героев России, бортпроводникам – Ордена Мужества. В этом году происшествие привело к иску со стороны "Альфа-Страхования" на сумму в 2,9 млрд рублей.