19 сентября в Ельце Липецкой области состоялось заседание Совета ТПП РФ по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России по теме: "Условия развития производства компонентов для машиностроительного комплекса". Участники заседания обсудили проблемы производства комплектующих для машиностроения и возможности для их решения при помощи мер экономической политики, сообщает пресс-служба Совета ТПП.
Вице-президент ТПП РФ Дмитрий Курочкин напомнил об итогах весеннего Госсовета по промышленности, когда была определена ключевая задача - обеспечение технологического суверенитета страны.
Среди среднесрочных рисков в развитии промышленности спикер отметил снижение покупательной способности населения, потерю экспортных рынков и транспортную блокаду. В долгосрочной перспективе, если ничего не менять, произойдет критическое технологическое отставание. В помощь бизнесу Правительство предлагает ряд антикризисных мер: развитие льготных программ ФРП, финансирование НИОКР, докапитализация РФРП, запуск механизма кредитования приоритетного импорта и др.
Также спикер представил результаты последнего опроса о значимости проблем, с которыми сталкиваются предприятия в настоящее время. В первой пятерке:
Как ускорить развитие производства компонентов для машиностроительного комплекса, рассказал модератор мероприятия и председатель Совета ТПП РФ по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России Константин Бабкин.
Председатель Совета представил данные о доле импорта иностранных компонентов в России:
"Россия сохраняет высокую импортозависимость, в гидравлике доля импорта - 91%, в подшипниках - 79%, в электронике - 76%. Компонентов производят мало, потому что раньше мы опирались на западные комплектующие, а сейчас - на китайские".
Развитие предприятий по производству компонентов дало бы Липецкой области прирост ВРП на 32% к 2030 году и + 16% рабочих мест.
Спикер рассказал о неравенстве условий производства в России и КНР: "В Китае средняя налоговая нагрузка 20%, в России - 47,7%, средняя стоимость кредита 0,05%, в России - 12%. В Китае 13% НДС, а в России - 20%. Из таких условий складывается, что в России менее выгодно производить компоненты, чем в Китае.
По мнению Константина Бабкина, в России есть все для производства машин: рынок, компетенции, огромные традиции в машиностроении, необходимые ресурсы, люди. Единственная вещь, которой не хватает - правильная экономическая политика.
Константин Бабкин предложил конкретные меры, как добиться технологической независимости, в том числе, предоставить предприятиям-производителям льготы, аналогичные действующим в ИТ-секторе и дающим хороший результат, для всей экономики:
Стратегическая задача - реализовать потенциал народа России. Основной локомотив развития – обрабатывающие сектора, считает Константин Бабкин.
Заместитель губернатора Липецкой области Сергей Курбатов рассказал о мерах укрепления кооперационных цепочек и поддержки развития компонентной базы в области.
По словам спикера, сейчас важно решать вопрос о дальнейшей локализации производства комплектующих. Инвестиционная привлекательность Липецкой области обусловлена развитой инфраструктурой для создания производств, финансовой поддержкой (льготное кредитование). По мнению Сергея Курбатова, льготное кредитование более эффективная мера помощи бизнесу, чем льготное налогообложение.
Отдельно спикер отметил проблему кадрового голода на промышленных предприятиях. "Мы не остановимся пока не обеспечим высокотехнологичные рабочие места на производствах специалистами", — заключил замгубернатора. Последний год администрация области предметно работает над задачей стимулирования притока и переобучения специалистов на производствах.
Акционер АО "Елецгидроагрегат" и руководитель ГК "Строймашсервис" Антон Ситников тоже отметил кадровый вопрос, отсутствие производства отдельных изделий, нестабильность спроса. Большую проблему для отечественных производителей представляет экспансия китайской техники. За годы присутствия иностранных заводов налажена только сборка, но не производство компонентов. Сложившиеся условия требуют пересмотра текущей импортной политики ввоза.
Самое главное, что будет способствовать развитию отрасли - четкий государственный подход, что означает следующие шаги:
Что касается налогообложения, здесь руководитель предприятия предлагает применять инвестиционный вычет из налога на прибыль и специальные условия для поставщиков компонентов для машиностроения.
Генеральный директор ОАО "Гидропривод" Игорь Золотухин рассказал о проблемах отечественных производителей: "Мы 80 лет занимаемся выпуском гидравлики и поставляем оборудование на такие крупные заводы, как Камаз, Ростсельмаш, Урал. Все понимают, что проблемы у всех одинаковые — конкуренция с производителями из Китая".
К сожалению, "технические возможности Китая несопоставимы с нашими. Цена на китайское оборудование меньше, чем наши прямые затраты", - отметил Золотухин.
"Проблемы можно решить с помощью модернизации нашей технической базы. Надо решить задачу, как сделать дешевле и качественно", - заключил спикер.
Эксперты сошлись во мнении, что профессиональному сообществу необходимо активно продвигать идеи повышения конкурентоспособности экономики России. Все предложения, высказанные в ходе заседания будут учтены при подготовке итогового решения Совета.