В России за 2021-23 гг. в 12 с лишним раз – с 5 до 62 – выросло количество регионов, в которых работает технология распознавания лиц. Почти в половине случаев системы распознания лиц используются для обеспечения безопасности на улицах, также они задействованы в школах и вузах, в том числе для контроля входа в учебные заведения, сообщил ТАСС гендиректор компании-разработчика одной из таких систем NtechLab Сергей Сучков.
Напомним, ранее в Российском государственном социальном университете (РГСУ) начали тестирование так называемого социального рейтинга, подопытными стали студенты. Это китайская практика присваивания каждому человеку рейтинга или статуса – в зависимости от показателей его успешности (образования, общественной активности и т.д.). Платформа называется "Мы" – так же назывался роман-антиутопия Евгения Замятина, где практиковалась такая же система.
Профессора из РГСУ считают, что проект социального скоринга (от английского score – очки, баллы) "целесообразно запустить опережающими темпами". Они предлагают присваивать каждому гражданину два рейтинга: с социальным статусом и социальным уровнем. Выглядеть это будет как цифровой код, например, 47-29. Первая цифра показывает уже имеющийся "багаж" человека, второй – оценивает его перспективы. Авторы проекта предлагают связать скоринг-код (социальный рейтинг) со СНИЛСом, ИННом, паспортом и телефоном. Разработчики предлагают использовать систему банкам, а также губернаторам – для разделения граждан на классы по полезности для государства: "Если ресурсов мало, нужны понятные критерии их распределения".
Зампред комитета Госдумы по экономической политике Станислав Наумов объяснил, зачем в России нужна система социального рейтинга. С его слов, она поможет государству определить, кто из россиян "пьяница, отщепенец, неопрятный человек", а кто ударник труда, семьянин, преуспевающий специалист или предприниматель. Политик призвал не политизировать систему, так как ее задача – стимулирование качеств, которые "позволяют государству меньше тратить".