Бюджет России на 2024 год в первом чтении Госдума приняла в условиях колоссального "прогула": 50 депутатов не высказали свое мнение по отношению к главному финансовому документу страны.
Из проголосовавших 400 за высказались 320 ("Единая Россия", "Новые люди" и ЛДПР), против – 80 (КПРФ и "Справедливая Россия – За правду"). Каждый пятый депутат из проголосовавших не стал поддерживать проект правительства.
Глава Минфина Антон Силуанов не скрывал, что главная задача бюджета – "победа в СВО". "Туда все деньги пошли. На победу. Это вопрос приоритетов", - заявил министр. Глава комитета ГД по бюджету и налогам Андрей Макаров (ЕР) заявил, что такого же мнения (что самое важное – СВО – прим. ред.) придерживаются и россияне.
При этом Силуанов отчаянно защищал нефтянку ("Нефтянка не жирует. Она 70% платит налог. Поэтому нельзя отменять налоговый маневр".), заявлял, что в сельском хозяйстве дела лучше, чем у всех ("У селян все очень неплохо с финансами").
Ио руководителя Счетной палаты России Галина Изотова выражала большие опасения по поводу госдолга регионов, который на 1 октября уже составил 3,1 трлн руб. Также она отметила, что в бюджете на трехлетку снова значительно растет (до 35%) доля нефтегазовых доходов (возвращение к "нефтяной игле"), а также увеличивается за три года на 37% федеральный госдолг. Особой критике со стороны аудиторов подверглись плохо сверстанные госпрограммы, выставленные самим же себе целевые показатели министерств и ведомств.
Макаров назвал ситуацию с экологическим бюджетом "ложкой дегтя" и раскритиковал Минприроды: "Там из года в год все сдвигается "вправо", то есть не выполняется. Например, по программе "Чистый воздух". Министерство предложило перераспределить значительное часть средств программы на свои подведомственные учреждения. Есть риски невыполнения нацпроекта по экологии. <…> Уже сейчас Минприроды прикладывает усилия по переносу строительства мусоросжигательных заводов на 2025 год. Но нацпроект заканчивается в 2024 году".