В течение года есть возможность запустить в России производство микропроцессоров. Об этом заявил президент ассоциации разработчиков программного обеспечения "РУССОФТ" Валентин Макаров.
Он отметил, что в России разрабатывают собственные процессоры, но элементы с нужными параметрами не производятся. Поэтому мы вынуждены обращаться в другие страны с просьбами изготовить разработанные нами процессоры. После начала СВО поставки процессоров с Тайваня прекратились. Пришлось выстраивать сложные цепочки для закупки импортных процессоров.
Для запуска собственного производства процессоров необходимо вести переговоры с "дружественными странами". Но в течение года есть реальная возможность запустить процесс и добиться первых результатов. Среди этих стран Малайзия, Китай, Индия, возможно Южная Корея.
Что касается политики импортозамещения, которая ведется с 2015 года, то в ней, как считает эксперт, наблюдалось явное смещение понятий: вместо решения задачи замещения импортного ПО решалась задача роста продаж российского ПО за счет запрета на закупки импортного ПО. Однако в результате российские производители ПО не получили серьезного роста продаж, так как потребители, не имея финансовой поддержки импортозамещения ПО со стороны государства, находили обоснования для отказа от замещения импортного ПО и в конце концов пришли к самостоятельной разработке ПО своими силами или силами дочерних ИТ-компаний.
За последний год государство стало действовать иначе, перейдя от финансирования проектов разработчика к финансированию проектов клиентов.
"Если раньше разработчик создавал свой продукт на свой страх и риск и потом пытался продать его заказчику, то теперь государство софинансирует, вместе с крупным и типичным для какой-то индустрии клиентом, проекты самих клиентов. Исполнителей этих проектов клиент выбирает по конкурсу, и после завершения проектов обязуется приобрести разработанные по его ТЗ продукты. Это снижает риски разработчика и риски неоправданных расходов для государства", - пишет Макаров в своем телеграм-канале.
Однако здесь таится другой риск - стагнации созданного продукта, не испытывающего конкуренции ни в России, ни на зарубежных рынках, потому что он создан под конкретного клиента, считает эксперт. Но и его можно снизить, если не будет корпоративных связей и зависимости между клиентом и разработчиком, а у клиента будет обязанность обеспечить возврат госинвестииций за счет экспорта созданного таким путем продукта.