Около 53% учителей в России отметили, что у детей мигрантов наблюдаются проблемы с владением русским языком.
Кроме того, они испытывают трудности с освоением общеобразовательных предметов, говорится в результатах социологического исследования Центра экономики непрерывного образования ИПЭИ РАНХиГС. 42% опрошенных педагогов заявили, что проблем с русским языком у детей мигрантов скорее нет, еще 5,5% затруднились с ответом. Разделились мнения и по поводу освоения детьми общеобразовательных предметов: 49,5% опрошенных считают, что проблема скорее есть, 47% – что ее нет (еще 4% затруднились ответить). 80% участников исследования считают, что у детей мигрантов нет проблем с дисциплиной, в противовес 15% других опрошенных педагогов. 70% отмечают, что у детей нет проблем с общением, еще 22,2% указывают, что они есть (8,2% затруднились ответить).
Эксперты рекомендуют учебным заведениям организовать очные и дистанционные курсы по русскому языку как иностранному на базе школ, увеличить выпуск из вузов учителей, обучающих иностранцев русскому языку, создать и продвигать электронные образовательные ресурсы (включая приложения для смартфонов) для обучения русскому языку, а также повысить доступность дополнительных занятий для детей в целях их культурной адаптации и мягкого погружения в языковую среду в организациях дополнительного образования, сообщают "Ведомости".
Численность детей мигрантов в школах в 2023 году составила около 181 тыс. 500 человек, при общем количестве учеников 16,5 млн. Недавно директор департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Минпросвещения РФ Алексей Благинин на заседании СПЧ по проблеме миграции и миграционной политики заявил, что 12% детей мигрантов, или 25 тыс. детей, которые посещают российские школы или детские сады, вообще не владеют или очень слабо владеют русским языком.
Как заявлял на Московском экономическом форуме–2024 профессор Высшей школы современных социальных наук МГУ Александр Гребенюк, одна из главных миграционных угроз – формирование анклавов. Как только формируется анклав, начинается изменение этнического состава в школах. Опыт показывает, что родители детей мигрантов много работают и у них нет времени и квалификации рассказывать о местной поэзии, литературе. Такой ребенок приходит в школу и либо требует отдельного внимания, либо учитель не работает с ним. Именно после этого формируются гетто и начинается выталкивание местного населения из районов.