Новости
В Екатеринбурге на "круглом столе" обсудили решения "проблемы самокатчиков"
Общество | Свердловская область

Проблему правового регулирования средств индивидуальной мобильности в Свердловской области обсуждали в Уральском государственном юридическом университете им. В.Ф. Яковлева в Екатеринбурге. За "круглым столом" собрались депутаты Законодательного собрания, представители муниципалитетов, сотрудники ГИБДД региона и научное сообщество.

Как сообщили Накануне.RU организаторы мероприятия, потребность в этом появилась относительно недавно в связи с резким ростом популярности СИМ и появлением кикшеринговых сервисов. К примеру, в Екатеринбурге за последний год число электросамокатов выросло в четыре раза, сегодня их почти 13 тысяч.

"Резонансные случаи ДТП с участием самокатов, которые произошли в этом году, стали поводом для того, чтобы аккумулировать на одной площадке силы представителей администрации Екатеринбурга и других городов, законодательной власти, научного сообщества, чтобы мы могли решить, как сделать более эффективным правовое регулирование, ликвидировать пробелы в законодательстве, которые признаются всеми участниками "круглого стола", - рассказала профессор кафедры предпринимательского права УрГЮУ Мария Бажина.

Внимание общественности к отсутствию единого подхода к правовому регулированию работы кикшеринга второй сезон подряд привлекает депутат Законодательного собрания региона Алексей Свалов. Парламентарий организовывал совместные с общественниками и СМИ рейды по центру Екатеринбурга, а также создал чат-бот, где собирает обратную связь от жителей города.

Алексей Свалов(2024)|Фото: организаторы "круглого стола"

"Проблема использования средств индивидуальной мобильности остро стоит во всех городах нашей страны, где есть сервис кикшеринга. Мы до сих пор не имеем никакой законодательной базы и правового регулирования, которое могло бы гарантировать безопасность пешеходов на улицах и в местах, где используются электросамокаты. К сожалению, на сегодняшний день кикшеринговые компании думают лишь о прибыли, не неся при этом социальной ответственности перед жителями. Я считаю, что нужно продолжать правильно формировать правовую базу и на ее основании принуждать самокатчиков к соблюдению правил дорожного движения, чтобы пешеход, оказываясь на улице, на тротуаре, чувствовал себя в безопасности", - отметил Свалов.

Алексей Свалов(2024)|Фото: организаторы "круглого стола"

По данным отчета научного центра безопасности дорожного движения МВД России, Свердловская область в топе регионов с авариями на самокатах. За прошедшие девять месяцев только официально зарегистрировано 145 ДТП с участием самокатчиков, одно из которых со смертельным исходом. Реальной же статистики не знает никто – большинство жителей просто не обращается в ГИБДД и за медицинской помощью. Установить виновника аварии в большинстве случаев невозможно. В настоящее время система верификации несовершенна, обмануть ее может любой несознательный пользователь.

"Наиболее действенная мера профилактики подобных происшествий – это верификация личности пользователя средством индивидуальной мобильности. На сегодня большая часть водителей СИМ – несовершеннолетние, и с введением верификации мы прогнозируем отток значительной части пользователей самокатами и, соответственно, снижение количества ДТП с участием этого вида транспорта", - сообщил начальник отделения ДПС ОГИБДД УМВД России по Екатеринбургу майор полиции Антон Попов.

"Круглый стол" в Уральском государственном юридическом университете им. В.Ф. Яковлева(2024)|Фото: организаторы "круглого стола"

К примеру, в Москве в тестовом режиме планируется ввести авторизацию пользователей кикшеринговых компаний в приложении аренды через сервис "Госуслуги". Это лишит возможности несовершеннолетних использовать подложные аккаунты, что является настоящей проблемой.

Ряд городов России решил проблему на муниципальном уровне. В Верхней Пышме, где отсутствует необходимая инфраструктура для перемещения на СИМ, введен запрет на размещение электросамокатов на территории городского округа. В Екатеринбурге перемещения на СИМ запрещены в городских парках и некоторых центральных улицах города. Систему запретов предстоит усовершенствовать, поскольку самокатчики продолжают нарушать установленные ограничения.

"Круглый стол" в Уральском государственном юридическом университете им. В.Ф. Яковлева(2024)|Фото: организаторы "круглого стола"

Кроме того, на "круглом столе" было озвучено предложение доработать систему идентификации самокатов, установив на каждый из них крупные регистрационные номера. Также необходимо, чтобы условия расширенной страховки, которая в настоящий момент представлена рядом кикшеринговых компаний, стали базовыми для всех сервисов аренды. Главная задача – развитие системы кикшеринговх сервисов только в тех частях города, где для этого существует необходимая инфраструктура. Там, где отсутствует возможность организации выделенной полосы для СИМ, самокатчиков быть не должно.

"Сегодня на рассмотрении в Государственной Думе находятся изменения в федеральное законодательство, в которых предлагаются меры регулирования пользования СИМ: регистрация транспортных средств, повышение возраста пользователя данных услуг и т.д. Мы попробуем обобщить те предложения, которые прозвучали на "круглом столе", чтобы повысить качество предоставления услуг и безопасность использования средств индивидуальной мобильности", - подвел итоги встречи председатель комитета по развитию инфраструктуры и жилищной политике Законодательного собрания Свердловской области Валентин Лаппо.