"Корпорация развития" занимается приоритетным для страны направлением. В проектном портфеле структуры - стратегический Северный широтный ход, который подводит железнодорожную инфраструктуру страны через Ямал к порту Сабетта. СШХ уже получил одобрение президента Владимира Путина, новый "проект" КР также находится в тренде указов президента. Со сменой менеджмента летом прошлого года в корпорации началась тотальная проверка всех проектов и борьба с коррупционерами. Без шума такую работу провести невозможно, особенно когда в числе интересантов крупные региональные бизнес-структуры, имеющие связи с законодательной властью. Как стало известно Накануне.RU, именно поэтому инициирована проверка заключения контрактов по "мегапроекту" на федеральном уровне.
О борьбе с коррупционерами, невзирая на их статус и партийную принадлежность, сказал президент России Владимир Путин на заседании наблюдательного совета Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов.
"Мы и дальше будем самым серьезным образом, повторяю еще раз, вне зависимости от должности и партийной принадлежности, с корнем вырывать эту заразу. Пусть все об этом знают. Только по материалам ФСБ было возбуждено более 7,5 тыс. антикоррупционных дел, фигурантами которых стали представители самых различных партий", – выступал президент.
Коррупционная составляющая в отрасли дорожного строительства особенно велика, об этом неоднократно говорил президент. Завышается стоимость как материалов, так и самих работ. Путин приводил темпы роста цен на строительные материалы за пять лет: щебень – 46%, песок – 79,7%. "Это что такое?! Это что, инфляция что ли у нас? О чем мы говорим вообще?!" – возмутился Путин и добавил, что наценка на щебень при перевозке в соседний регион составляет 20-30%, на песок – до 90%. "Так и напрашивается вопрос о коррупционной составляющей", – сказал президент.
С такими проблемами "КР" столкнулась при реализации этапа мегапроекта в Тюменской области – строительстве моста через реку Надым. Проверки начались с приходом к руководству корпорацией Сергея Маслова, тогда выяснилось, что генподрядчик – компания "Мостострой-12" – завысил изначальную стоимость работ, выполненных с 2011 г., после чего предъявил иск к уже новой команде корпорации на 2 млрд руб. В то время, как "КР" вела проверку всех работ, генподрядчик давил на компанию, заручившись поддержкой некоторых депутатов Тюменской областной думы. Парламентарии защищали интересы "значимого предприятия", требовали выплатить ему долги, не задумываясь, что в случае махинаций со стороны строителей в числе пострадавших окажется сама Тюменская область, как акционер "КР".
Как ранее сообщало Накануне.RU, "Мостострой-12" на первом же судебном заседании в полном объеме отказался от претензий к корпорации. Причина – объективная проверка, проведенная независимыми компаниями: немецкой DB International GmbH и Санкт-Петербургской ЗАО "Институт Гипростроймост". В итоге стоимость строительства моста снизилась более, чем на 1,5 млрд руб. Но вопрос, почему депутаты так самоотверженно отстаивали права недобросовестного подрядчика, остался без ответа. Они были уверены в правоте строителей или, быть может, преследовали другие цели?
Вспомним заседание тюменской облдумы, прошедшее в марте 2014 г. Член фракции ЛДПР Гарри Столяров первым бросился на защиту "Мостостроя-12".
"Для нас это очень значимое предприятие, в целом для области, потому что это не только объекты на Ямале, но также и в самом г. Тюмени, я знаю, они занимаются, строят. И такая задолженность может привести для компании к очень печальным последствиям. И вот если мы корпорацию создавали для того чтобы, у нас не так много строителей осталось в регионе, больших, сильных, которые могут строить, чтобы добить последних, то я считаю, что это неправильно",– сказал на заседании Столяров.
Сергей Маслов объяснял, что задолженности в 2 млрд руб. нет. Большая часть суммы – предъявленные, но не принятые работы. Однако депутаты продолжали настаивать на некорректном поведении по отношению к подрядчику строительства моста.
"Мост через Надым. Мы в июне планируем поехать посмотреть, как он строится. Но я знаю, что сегодня фактически ход стройки находится под большой угрозой, он просто будет заморожен. Но представьте себе, конечно, можно спорить, 600 млн либо 2 млрд, ну, цифры колоссальные. И, конечно, меня волнует то, что эти предприятия находятся здесь, на юге области, они здесь платят налоги, это в том числе завод "Тюменьстальмост". И как вы знаете, в том числе мы им отдали, они выиграли конкурс и строят ряд у нас объектов. Ну что, мы теперь поставим под угрозу срыва еще наши объекты на юге области? Ну, конечно, такого просто не должно быть", - выступил коллега Столярова по фракции ЛДПР Владимир Сысоев.
После проверки недовольство депутатов и "Мостостроя-12" как-то одновременно угасло, что наводит мысли о некоем интересе в давления со стороны политиков, которые на протяжении нескольких месяцев публично вмешивались в конфликт хозяйствующих субъектов, под предлогом защиты интересов "главного налогоплательщика" области.
Конечно, это только предположение, впечатление, созданное самими политиками. Но за такие же "звоночки" цеплялись следователи, выводя на чистую воду коррупционеров из самых разных партий по всей стране. "В Ярославле это был, по-моему, представитель "Демократической платформы", в Новосибирской области – представитель КПРФ, в Якутии – представитель "Справедливой России", – приводил пример Владимир Путин на том же заседании в АСИ.
Несговорчивость Маслова и его команды сэкономила корпорации и акционерам больше миллиарда рублей. Противная же сторона конфликта поставила пятно на своей репутации и пока лишь бросила тень на властных соратников. В то же время историей заключения контрактов с "Мостостроем-12" на строительство моста уже заинтересовались на федеральном уровне. О подробностях независимой экспертизы, ставшей основанием для этого, Накануне.RU расскажет позже.