"Газпром нефть" рискует в одиночку осваивать месторождения с трудноизвлекаемой нефтью в ХМАО. Зарубежный партнер российской компании, англо-голландская Shell уже вышла из состава недавно созданного совместного предприятия и ведет консультации относительно Салымского проекта, общий объем инвестиций в который Shell оценивала в $1,25 млрд. Российская компания считает, что сможет самостоятельно справиться с разработкой оставленных Shell месторождений, но вместе с тем председатель правления "Газпром нефти" Александр Дюков обратил свое внимание на средства Фонда национального благосостояния, которыми правительство поддерживает предприятия ТЭКа, пострадавшие от санкций.
В СП "Ханты-Мансийский нефтяной союз" у "Газпром нефти" и Shell равные доли. Создавалось СП для разработки сланцевых запасов нефти в Западной Сибири, руководители компаний подписали меморандум в апреле 2013 г., компания была зарегистрирована в Санкт-Петербурге к концу года. Размеры инвестиций в молодой проект компании не раскрывают, известно лишь, что были траты на оценку наиболее перспективных зон баженовской свиты и приобретение трех лицензий на геологоразведку месторождений в ХМАО. Участки Южно-Лунгорский-1, Юильский-4 и Юильский-5 со сланцевыми запасами углеводородов СП получило в 2014 г., срок действия лицензий – пять лет. Поскольку СП создавалось на паритетных началах, то финансирование проекта проходило в равных долях.
Александр Дюков заявил, что уход Shell из проекта не критичен: "В рамках этого союза (ХМНС) они свою работу остановили, но мы продолжаем работать в ХМНС самостоятельно, никаких проблем мы там не видим", – сказал Дюков журналистам, отметив, что Shell изучает возможности продолжения сотрудничества по салымскому проекту.
Напомним, санкции запрещают иностранным компаниям не только трансферт технологий для трудной нефти и глубоководного бурения, но и сотрудничество с российскими нефтегазовыми компаниями по ТРИЗам и шельфу. Таким образом, под запретом оказывается и часть месторождений, разрабатываемых Salym Petroleum Development – СП "Газпром нефти" и Shell, в рамках которого уже идет добыча. "Салым петролиум" разрабатывает три месторождения: Западно-Салымское (запасы 96 млн т), Верхнесалымское (баженовская свита, запасы 80 млн т) и Ваделыпское (18 млн т). Добыча в 2013 г. составила порядка 7 млн т нефти, общий объем инвестиций в проект по оценкам Shell – $1,25 млрд.
"Проект запущен в 2003 г., пик инвестиций приходится на первые годы, как известно, порядка 70% затрат – это геологоразведка месторождения. По моим оценкам, Shell уже инвестировала до $800 млн, в то время, как инвестиции в нефтяной альянс могли находиться на уровне $100 млн. Основным вопросом для ХМНС остается раздел месторождений, условия расторжения партнерства ни одна компания не озвучивала, но судя по заявлению Дюкова, стороны разошлись полюбовно и "Газпром нефть" продолжит разрабатывать все три месторождения. Если же Shell будет покидать "Салым петролиум", ситуация будет серьезней, пострадают обе компании: во-первых, "Газпром нефти" придется замедлить темпы работ на месторождениях и искать новых партнеров, во-вторых, инвестиции Shell вылетят в трубу из-за политики собственного государства. Думаю, британцы будут до последнего держаться за салымскую группу", – рассказал Накануне.RU аналитик по нефти и газу Виктор Стреков.
На Верхне-Салымском месторождении ТРИзов бурение скважин и проведение ГРР началось в 2013 г. До 2015 г. "Салым Петролиум" планировал пробурить от 3 до 5 горизонтальных скважин с проведением многозонального ГРП. Извлекаемые запасы баженовских отложений месторождения оцениваются компанией в 87,1 млн т.
"Учитывая истощение месторождений с традиционными запасами нефти и наличие существенных нетрадиционных ресурсов, поддержание и наращивание добычи черного золота в целом в РФ попросту невозможно без разработки месторождений трудноизвлекаемой нефти. Соответственно, в случае, если санкции невозможно будет обойти и они продлятся долго, можно ожидать, что российские компании будут вынуждены привлечь новых партнеров для проектов или попробуют самостоятельно приступить к их реализации. "Газпром нефть" является одним из лидеров среди отечественных нефтяных компаний по вовлечению в разработку запасов трудноизвлекаемой нефти и обладает наибольшим опытом в этой сфере, что должно сгладить влияние санкций на деятельность НК в этом направлении", - предполагает содиректор "Инвесткафе" Григорий Бирг.
Перед "Газпром нефтью" стоит сразу две проблемы – помимо потери партнера, это и отсутствие собственного нефтесервиса. И, хотя Дюков заявил, что не жалеет о продаже нефтесервисного бизнеса, так как услуги можно легко найти на рынке, компания планирует вновь приобрести нефтесервисные активы и рассматривает возможность вхождения в капитал высокотехнологического партнера в области нефтесервиса.
"Эта компания должна предоставлять эксклюзивные услуги. Доступ к этим мощностям даст компании конкурентные преимущества (…) Качество запасов сейчас таково, что каждая скважина становится уникальной и технологическая продвинутость становится конкурентным преимуществом", – отметил он.
"Роснефть", которая пошла по похожему пути, уже потратила на приобретение норвежских сервисных компаний $500 млн, на их базе госкомпания будет развивать собственный сервис. А поскольку инвестиции более, чем внушительные, президент нефтекомпании Игорь Сечин попросил у государства 1,5 трлн руб. из ФНБ в качестве "антисанкционных" мер. Сколько средств потребуется "Газпром нефти" – неизвестно, но обращение за господдержкой руководство компании уже не исключает, так как кредитование на западных рынках для корпорации тоже недоступно.
"Будет справедливо участвовать в получении средств, учитывая разницу между стоимостью коммерческих кредитов и средств ФНБ", - сказал он, уточнив, что за средствами ФНБ компания еще не обращалась. Кредиты потребуются и на технологическое усиление, которое, как отметил сам Дюков, необходимо для освоения баженов.
"В ближайшие годы нужно будет серьезно увеличить парк тяжелых буровых станков, установок и флота для гидроразрыва. В данном случае, если говорить о нашей промышленности, у нас в запасе есть 2-3 года и, я думаю, это не будет проблемой. Мы с этой задачей совместно с нашими нефтесервисными компаниями, с нашей промышленностью, справимся", - сказал он на совещании по ТРИЗам Западной Сибири в Ханты-Мансийске.
В Югре между тем опасаются, что последствиями санкций станет не просто уход иностранных компаний, но и падение нефтедобычи. Напомним, в ХМАО уже прослеживается негативная динамика: в Югре в 2013 г. добыча снизилась на 1% по сравнению с прошлым годом, и на 5% с 2008 г.
"Мы уже имеем падение добычи, и очень жаль, что весь наш нефтяной комплекс подсел исключительно на западные технологии. Свой нефтесервис и геологоразведку мы потеряли и то, что происходит сейчас – первые попытки восстановить то, что разрушалось десятилетиями. Только "Сургутнефтегаз" пользуется своим нефтесервисом, он не продал направление, и в сегодняшней ситуации стратегия показала свою состоятельность. "Роснефть" начинает работу по развитию нефтесервиса, другие компании тоже задумаются, но на это уйдет какое-то время. Есть надежда, что в долгосрочной перспективе благодаря санкциям мы выйдем на новый виток развития собственной нефтяной отрасли, но в ближайшие несколько лет события могут увеличить падение добычи", - поделился своим мнением с Накануне.RU депутат думы ХМАО Евгений Марков.
Отметим, что данные по добыче нефти в целом по России пока беспокойства не вызывают. По информации ЦДУ ТЭК добыча нефти увеличилась на 0,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года - до 392,6 млн т., а суточная добыча нефти достигла 10,61 млн баррелей в день, что близко к рекордной для отечественной добычи отметке.
По приказу Минпромторга оформляется структура Национальной инжиниринговой сервисной компании, со своими инициативами выступают и регионы. Губернатор ХМАО Наталья Комарова предложила считать разработку ТРИЗов национальным проектом.
"Со своей стороны, мы, каждый из регионов, готовы взять на себя соответствующий участок работы. Например, здесь, в Югре, локализовать компетенции, связанные с разведкой, добычей, переработкой нефти, научным сопровождением этих процессов, подготовкой кадров. Для этого в округе уже сегодня сосредоточен ресурс нефтегазосервисных компаний, производств по обслуживанию оборудования, в этом направлении работают наши ключевые предприятия. Например, "Сургутнефтегаз" в прошлом году провел более двухсот мероприятий по освоению новых технологических процессов, новых видов производств и оборудования с экономическим эффектом более 10 миллиардов рублей. Сервисные компании готовы обеспечить большой объем инновационных работ, но есть сектор, развитие которого нуждается в специальных мерах государственной поддержки. Это производство специальной буровой и сервисной техники, а также материалов и комплектующих, необходимых для освоения трудноизвлекаемых запасов нефти", - выступила она на совещании в Ханты-Мансийске.
При этом, Наталья Комарова считает, что не стоит отказываться от сотрудничества с иностранными компаниями, и вести честный бизнес со всеми добросовестными партнерами, которые умеют "отделять сомнительную политику от бизнеса".
В ситуации с Shell политика оказалась сильнее интересов компании. Депутат Госдумы от ХМАО Михаил Сердюк считает, что вкупе с осложнением отношений между российским ТЭКом и зарубежным сервисом, уход иностранных партнеров – серьезная помеха для достижения целей по добыче.
"У техники, которая закупается для отрасли за рубежом, очень ограниченный ресурс запасных частей. Зачастую их нельзя приобрести у турков или окольными путями через Китай. По требованию государства производители могут контролировать распространение запчастей. И если прекратятся поставки запчастей и оборудования, то добыча продолжит снижаться. ТРИЗы мы тоже добываем в основном благодаря импорту западной техники, и после остановки этого мы можем быть отброшены на 10-15 лет назад", - рассказал депутат Накануне.RU. Он отмечает, что виной всему не санкции, а планомерная работа на уничтожение собственного сервиса и нефтегазового машиностроения, которая велась компаниями с попустительства региональных и федеральных властей.
Если импортозамещение будет сопровождаться наведением порядка на внутреннем рынке займов – уход иностранных партнеров перестанет быть настолько серьезной проблемой. Та же "Газпром нефть" часть сланцевой нефти добывает в одиночку.
Как рассказали Накануне. RU в пресс-службе "Газпром нефти", "дочка" "Газпромнефть-Хантос" ведет работу на Пальяновской площади Красноленинского месторождения.
"Скважина пробурена в рамках программы "Газпром нефти" по подготовке к промышленному освоению нетрадиционных запасов нефти. Первым этапом исследования потенциала добычи сланцевой нефти на Пальяновской площади стало бурение весной 2013 г. эксплуатационно-оценочной скважины, дебит которой составил 80 кубометров в сутки. Полученные результаты позволили продолжить изучение бажено-абалакского комплекса на Пальяновской площади. Для этого в 2014 г. предусмотрено бурение 4-х наклонно-направленных скважин глубиной до 2,8 тыс. м. Кроме того, продолжается формирование концептуальной геологической модели месторождения и залежей комплекса, будет проведена оценка его ресурсного потенциала, а также выполнена научно-исследовательская программа", - рассказали в компании.
Компания уже получила приток нефти из бажено-абалакской свиты дебитом 50 кубометров в сутки.