Новости
Развитие сюжета:

12:35 20.01.2015 Правительство Пермского края предлагает горожанам пересаживаться с электричек на автобусы... которые появятся только весной

17:27 20.01.2015 Петиция за возврат поезда "Лысьва-Пермь" набрала тысячу подписей

В Пермском крае транспортный коллапс из-за отмены 25 электричек: "Нам теперь увольняться или ночевать на работе?!"
Общество | Приволжский ФО

С завтрашнего дня из расписания электричек в Пермском крае исчезают 25 поездов, следовавших по горнозаводскому направлению и маршруту городской электрички. Некоторые из оставшихся поездов будут ходить лишь в одном направлении, фактически, возвращаться они будут по тому же маршруту, но пустыми. Студенты и работники заводов, которые регулярно пользовались пригородными поездами, в панике – официальные группы "Пермской пригородной компании", занимающейся пассажирскими перевозками, атаковали разъяренные пермяки, которые могут не втиснуться в переполненные вагоны, идущие в сторону ключевых промпредприятий края - "Мотовилихинских заводов", "Машиностроителя". Не знают, как добираться до пермских вузов и студенты из Лысьвы. Между тем, ППК напоминает, что инициатором отмены электричек стало правительство, и отправляет жалобщиков в краевое министерство транспорта. Ситуация усугубится в летние месяцы, когда дачники недосчитаются десятка маршрутов, передает корреспондент Накануне.RU.

Сокращение количества электричек в регионах всегда вызывает бурю недовольства. Так, в 2014 г. в Кургане проходили митинги против сокращения маршрутной сети: Южно-Уральская железная дорога отменила популярный поезд "Курган – Челябинск", назвав его убыточным, субсидировать направление власти Зауралья были не готовы. Проблему удалось решить на уровне губернатора и полпреда, разделив маршрут на несколько участков, один из которых получил субсидии из бюджета. 

Согласно законодательству, заказчиком пригородных перевозок является правительство субъекта РФ, которое определяет объем маршрутной сети и устанавливает тариф для населения. Разницу между "социальным" тарифом и экономически обоснованными затратами перевозчика субъекты РФ должны возмещать из регионального бюджета. Именно в субсидировании регионами выпадающих расходов РЖД кроется причина отмены электропоездов, регионы отказываются покрывать убытки, заявляемые РЖД, и гасить старые долги. Монополия, в свою очередь, грозит отменять электрички. С 2015 г. ситуация осложнилась еще больше. Как рассказали Накануне.RU в пресс-службе Свердловской железной дороги (курирует в том числе перевозки в Пермском крае), до 2015 г. пригородные пассажирские компании, осуществляющие региональные железнодорожные перевозки, пользовались льготой в 99% при оплате услуг за пользование инфраструктурой железнодорожного транспорта.

"Выпадающие доходы РЖД при этом компенсировались из федерального бюджета (в последние годы на эти цели закладывалось по 25 млрд руб.). В 2015 г., согласно решению правительства РФ, льгота составила составила 75%. Потребность в субсидиях у ОАО "ППК" таким образом выросла на 154,56 млн руб.", – сообщили в РЖД.

Всего в 2015 г. объем выпадающих расходов РЖД в Прикамье – 504 млн руб., в бюджете заложена сумма лишь в 323 млн руб.
Чтобы вписаться в эту сумму, правительство Прикамья решило с 16 января отменить 25 пригородных поездов, включая восемь летних маршрутов, сеть сократится до 74 поездов. Без изменений остались восточное направление "Пермь – Кунгур" и западное "Пермь- Верещагино". Под сокращение попали маршруты городской электрички и поезда, следующие по горнозаводскому направлению:

Накануне.RU, накануне, логотип(2021)|Фото: Фото: Накануне.RU

Помимо этого, с 1 января 2015 г. уже были отменены два поезда: № 7108 сообщением "Пермь II – Голованово" и № 7112 "Пермь II – Левшино".

Неожиданные новости вызвали панику у пермяков, которые кинулись жаловаться в "Пермскую пригородную компанию". Отмененные маршруты, по их словам, пользовались большой популярностью, и неизвестно, смогут ли пассажиры исчезнувших из расписания поездов втиснуться в оставшиеся электрички.

"Я студентка, из Лысьвы. Узнала что с 16 января отменят рейс "Пермь 2 – Лысьва" и "Лысьва - Пермь 2"!!! Как ездить, ведь не малое количество пользуется данными услугами!!! (…) Но можно же оставить рейс, но уменьшить вагоны. Когда я последний раз ездила так людям места не хватало!!! Какая тут рентабельность рейса "Чусовская – Пермь"! А цены на автобус знаете какие?
И вообще складывается такое впечатление, что все делают во вред Лысьве!!!", - написала Марина Лимонова (здесь и далее орфография и пунктуация сохранены).

Давка, электричка, час пик|Фото: http://youreporter.ru/ugc/20130930/845195785.html

Направление Лысьва-Пермь популярно у студентов и школьников, альтернатива – автобус – для них роскошь. Так, билет из Лысьвы в Пермь на электричке стоит 250 руб., на автобусе можно доехать за 400 руб.

Жители большого Горнозаводского района отправили коллективное обращение, они написали, что транспортное сообщение внутри Пермского края и так хромает, из труднодоступных поселков жители добираются до центра на перекладных.

"Например, из поселка Медведка или Средняя Усьва люди собираются группами и едут к электричке для того, чтобы попасть в Горнозаводск, Нижний Тагил, Чусовой. Для многих эти электрички являются единственным средством передвижения например ст. Европейская или ст. Усть Тискас не имеет автомобильного доступа. Также эти электропоезда являются для очень многих средством доступа к местам работы и обратно, т.к. во многих населенных пунктах просто нет работы и приходиться ездить по 1,5 часа на электричке на работу. С отменой электропоездов многие окажутся  в таком положении, что либо попадем домой поздно вечером либо останемся ночевать на работе", - написали жители, добавив, что молодежь из Горнозаводска на электричках ездит в вузы Нижнего Тагила.

"Конечно, сейчас принято ездить на автобусах и все надежда правительства Пермского края видимо, возложена на них, но наши местные власти не могут организовать автобусное сообщение на территории района. Да и как можно надеяться на автобус, если сейчас у нас стоят морозы в -40 не один автобус в такой мороз не едет, да и вместить большое количество человек автобусу не по силам. Всегда можно было быть уверенным , что сядешь в электричку и тебя точно из минуты в минуту привезут к месту назначения. Просим вас рассмотреть возможность оставить без изменений расписание движения электропоездов №№ 7182/7181 сообщением Чусовская-Теплая Гора-Чусовская, №№ 7184/6875 сообщением Чусовская-Пашия-Чусовская. В противном случае с 16 января 2015г. жизнь Горнозаводского района будет парализована транспортным коллапсом", - пишут жители.

Часть маршрутов, оставшихся в расписании, будут ходить резервом, то есть пустыми, без посадки пассажиров. Такие поезда следуют в час пик из Перми в Левшино, раньше на них ездили работники промышленных предприятий Прикамья.

"Как теперь ездить на работу к 7-20 работникам ОАО "Мотовилихинские заводы" и ОАО "Машиностроитель", "Искра-Турбогаз" после отмены поезда 7102? Поезд 7108 ходит с большой заполняемостью на остановках Славянова, Мотовилиха, Юбилейная, Балмошная, на нем едут люди с работы в сторону Голованово быстро, без пробок. Почему его надо пускать резервом? Говорю так, потому что в обратном направлении эти поезда не отменены, значит запускаются. Если идёт большой расход электрической энергии при наборе скорости, то пусть хотя бы будет ограниченное число остановок: Пермь-1. Славянова, Мотовилиха, Юбилейная, Молодёжная, хотя бы по рабочим дням недели. Почему в Оверята эти электрички идут с пассажирами, а из Оверят уходят "резервом". Можно хотя бы до Перми-2 без остановок увозить людей?" - возмущается Александр Павлецов.

Для некоторых отмена пригородных поездов уже стала поводом для поисков новой работы. "Спасибо что отменяете последнюю электричку до Оверят, теперь мне не на чем добираться до дома, придется увольняться", - пишет Сергей Рыков.

В министерстве транспорта Пермского края  Накануне.RU сообщили, что с изменением расписания движения пригородных электропоездов ведомство будет осуществлять мониторинг за перевозками пассажиров. При необходимости будут добавляться дополнительные вагоны на электричках в часы пик.

глава РЖД Владимир Якунин|Фото:Накануне.RU

"В Пермском крае даже в условиях напряженного бюджета в полной мере сохранен объем средств, выделяемых из краевой казны на субсидирование социально-значимых пригородных электропоездов. В 2014 г. из краевого бюджета на эти цели было направлено 333 млн руб., в 2015 г. сумма субсидий составит 332 млн руб. Это при том, что маршрутную сеть в этом году пришлось сократить на 25 электропоездов Горнозаводского направления и "городской электрички". Оптимизировать сеть пришлось из-за того, что ОАО "РЖД" в разы увеличило ставки на содержание железнодорожной инфраструктуры по сравнению с предыдущим периодом. В новом расписании движения пригородных электропоездов сохранены 74 наиболее востребованных у пассажиров маршрутов", - рассказали в министерстве, уточнив, у всех исключенных из расписания поездов есть альтернатива в виде автобуса.

В ведомстве не взялись строить прогнозы, будет ли увеличено субсидирование пригородного транспорта в 2016 г. Однако надеяться на это не стоит, как рассказали Накануне.RU депутаты Прикамья, неофициально их уже оповестили о том, что на одно из ближайших заседаний думы будет вынесен вопрос нового секвестра бюджета, хотя парламентарии уже максимально сократили все статьи при принятии казны, чтобы уменьшить дефицит. Часть расходов может быть перенесена на 2016 г.

"Регионам не хватает денег на то, чтобы выплатить зарплату Якунину и чиновникам РЖД, уверен, что это тоже одна из причин роста выпадающих доходов монополии. Я сомневаюсь, что нам удастся найти средства в бюджете 2015 г. на то, чтобы вернуть электрички. Проблема в том, что транспортное сообщение в Горнозаводском районе  и сейчас организовано плохо, местные бюджеты из-за недостатка средств  тоже не смогут оплачивать дополнительные автобусы или маршрутки. Единственная альтернатива - автобусы, они ходят не так часто, а в зимнее время и вовсе могут не выйти на маршрут из-за сильных холодов", - рассказал Накануне.RU краевой депутат Владимир Корсун. 

В РЖД отмечают, что проблема компенсации убытков требует решения на федеральном уровне. По итогам 2014 г. общий объем убытков пригородных компаний составил 15 млрд руб., регионы возместили только 8,7 млрд руб. Сейчас в правительстве находится законопроект "Об организации регулярного пассажирского железнодорожного сообщения в Российской Федерации", устанавливающий бюджетное обеспечение при осуществлении как пригородных, так и дальних перевозок. В РЖД считают, что его принятие позволит снять вопрос недостаточного субсидирования пригородных перевозок.

Алёна Ласкутова