В Челябинске покончено с "двухглавостью", и Евгений Тефтелев решением думы утвержден единовластным главой. Губернатор Борис Дубровский, выходец из Магнитогорска, предложил депутатам крупнейшего муниципалитета кандидатуру другого выходца из города металлургов, экс-мэра Магнитки, и те согласились с его мнением. Финальный этап прошел, и реформа местного самоуправления (МСУ), о которой так много и жарко спорили в прошлом году, подошла к своему логическому завершению, передает корреспондент Накануне.RU.
Сформирована и работает жесткая вертикаль – начальник губернии формирует на нижестоящих ключевых позициях собственный кадровый состав, исходя из собственных представлений о деловых качествах и достоинствах тех людей, с которыми ему предстоит работать. Между тем, весной 2014 г., когда единороссовское большинство в Госдуме, а затем в южноуральском законодательном собрании продвигало реформу МСУ, одним из главных аргументов было то, что у избранных по новой схеме депутатов Челябинска будет больше самостоятельности, они станут ближе к народу. Проводились аналогии с советским периодом, когда действительно каждый район имел свой представительный орган, ну а уж благоустройство районов с созданием даже дворовых секций и кружков вызывает ностальгию у каждого, кто застал то время.
Челябинск стал на Урале этаким испытательным полигоном, на котором предполагалось обкатать новую схему местного самоуправления для последующего тиражирования в масштабах всей страны.
В каждом из семи районов города был избран собственный совет из 25 депутатов (исключение – малонаселенный Центральный район, здесь избираться должны были 20 депутатов), после чего уже избранные депутаты районов из своего состава делегировали по семь представителей в состав городской думы. Корпус депутатов думы, в свою очередь, избирал из своего состава главу города – руководителя думы, затем формировалась особая комиссия для проведения конкурса и назначения главы администрации – сити-менеджера. То же самое предлагалось сделать во всех семи городских муниципалитетах.
Почти год назад, 14 сентября 2014 г., в Челябинске прошли выборы по новой схеме, представители партии "Единая Россия" ожидаемо получили 156 мандатов, три взяла КПРФ, по одному досталось кандидатам от ЛДПР, "Родины", "Пенсионеров за справедливость", остальные восемь ушли самовыдвиженцам.
Если подводить итоги этой реформы, то можно отметить несколько моментов.
В первую очередь это наделение полномочиями тех самых депутатов районных советов. Старшие товарищи из гордумы наделяли их полномочиями по починке и прокладке коммунальных сетей, инфраструктурных коммуникаций, ремонту дворов и территорий, выписав на каждый район от щедрот по… 2 млн руб. в год. Тогда как стоимость ремонта одного подъезда в многоквартирном доме, скажем, сегодня гораздо больше 1 млн руб.
"Ситуация с нашим двором (знаменитый на всю страну дом на центральной площади города, где один из челябинских олигархов затеял стройку, потом ее остановил, затем продал имущество городу, потом каким-то образом выкупил его. Вся история тянется с 2004 г., люди даже обратились к Владимиру Путину во время одного из его визитов в Челябинск, – прим.) стабильно отвратительная на протяжении десяти лет", - говорит правозащитник и адвокат Алексей Суздалов.
Впрочем, оговоримся - реформа идет всего год, а проблема не решается десяток лет. Может, этот конкретный двор - и не показатель итогов реформы? Но Суздалов настаивает:
"Шестаков, к примеру, депутат ЗСО, ни разу не общался с местными избирателями, что говорить о депутатах района? Перед выборами главы Челябинска приезжал Давыдов (экс-мэр, – прим.), в ногах валялся перед бабушками-стариками, обещал благоустроить двор. Юревич (экс-губернатор, – прим.) в ту же пору заходил - обещал. Сейчас Александр Надеин (избранный депутат райсовета, – прим.) ведет прием избирателей. Но, у него "кишка тонка" тягаться с олигархом. Так что, я полагаю, нужно оставить на каждый район в Челябинске по три депутата, остальные лишние".
Политолог Александр Мельников несколько сдержаннее в оценках: "Скажем так - смысл в этой реформе местного самоуправления, безусловно, заложен. И он заключается в том, чтобы приблизить депутатов к избирателям и "к земле", тем самым повысив качество решения вопросов местного значения. И хотя прошел уже год, я бы не торопился с выводами, получается задуманное или нет. Просто потому, что собственно формирование районных советов было лишь первым этапом реформы и не исчерпывающим ее. Далее было необходимо время, чтобы определиться и с четким кругом полномочий, передаваемых на уровень районов, и с их бюджетом. По объективным причинам (как минимум потому, что Челябинск стал пионером реформы МСУ), полноценное воплощение замысла до сих пор не было возможно. Словом, полагаю, с первыми оценками стоит повременить".
Известный в городе врач-ветеринар, спаситель тигренка Жорика и многих других представителей фауны, депутат совета Калининского района Карен Даллакян говорит, что год работы пролетел быстро.
"Знаете, в целом положительно проработали, для меня главное это люди, которым я смог помочь, мне удалось познакомиться лично с ветеранами войны и тыла, и от этого знакомства и общения я много нового открыл для себя. Проблем много, проблемы общие для города, и когда людям объясняешь, они все понимают и поддерживают. А многим не хватает просто информации, ну и есть у многих потребность в решении юридических вопросов".
А депутат районного совета Дмитрий Довбня дипломатично заявил, что в целом после реформы работа на местах "идет неплохо, но, как и у любого начинания, здесь также были затыки, да и правила зачастую менялись по ходу. В рамках того бюджета, которым могли распоряжаться депутаты, считаю, мы сделали максимум. Из проблем: пока у районных депутатов очень мало полномочий. А так как мы ближе всего к избирателю, видим все-таки больше, чем другие, но не все пока можем реализовать из-за отсутствия средств".
Не так давно президентский наместник в УрФО Игорь Холманских заявлял: "На вас, действительно, лежит большая ответственность. Я слышал, Самара готова пойти по этому пути. Челябинску нужно показать, на какие грабли уже наступили, чтобы последующие на них не вставали".
Что ж, покажет ли Челябинск эти "грабли" остальным и не наступит ли на них снова - увидим в ближайший год. К тому же, 13 сентября сменится состав областного заксобрания, и у нового созыва будет шанс исправить допущенные недостатки, в том числе с финансированием районов и полномочиями "райсоветов" через своих коллег в гордуме.
Денис Лузин