В рамках стратегии "Одного пояса - одного пути" Пекину удалось достичь важного успеха. Открытый на днях пакистанский порт Гвадар стал первой гаванью, через которую КНР сможет отправлять грузы в Индийский океан в обход Южно-Китайского моря и Малаккского пролива. Как сообщает Pakistan observer, в воскресенье в городе Гвадар провинции Белуджистан состоялась церемония торжественного открытия международного порта, на которой присутствовали премьер-министр Пакистана Наваз Шариф и посол КНР в этой стране Сюй Вэйдун.
Накануне церемонии сюда прибыл конвой грузовиков, доставивших товары из Синьцзян-Уйгурского района на западе Китая, которые, как сообщается, в воскресенье были погружены на китайские корабли и торжественно отправлены в страны Ближнего Востока и Африки. По данным пакистанских СМИ, автомобили отправились в путь еще 29 октября, таким образом, путь до побережья Аравийского моря занимает около двух недель. Если учесть еще время, необходимое для доставки из южных и восточных областей КНР до синьцзянского города Карши, то можно констатировать, что пока Китай не очень выигрывает на этом маршруте в скорости доставки.
Однако данный проект – лишь первый этап строительства Китайско-Пакистанского экономического коридора (CPEC), подразумевающего капитальный ремонт автомобильных и строительство железных дорог и трубопроводов, связывающих Западный Китай с югом Пакистана, передает корреспондент Накануне.RU. Общая стоимость проекта оценивается в $ 46 млрд. При этом, начиная с 2002 г., инвестиции в инфраструктуру порта составили около $ 2,48 млрд, из которых $ 1,98 млрд предоставила китайская сторона.
Китайский эксперт Чжань Хао отмечает, что стартегия Шелкового пути должна складываться из четырех компонентов: "Мир на севере", "Расширение на востоке", "Продвижение на запад" и "Движение вниз на юге".
"Мир на севере" означает действия спина спиной с Россией.
"Расширение на востоке" прежде всего означает противодействие американской стратегии сдерживания китайского влияния в Юго-Восточной Азии. В этом отношении Гвадар поможет, так как отправка грузов в обход Малаккского пролива нивелирует усилия США по созданию напряженности в акватории Южно-Китайского моря. Кроме того, от ограничения транзита по этому направлению пострадает Сингапур. Этот город-государство с большой китайской диаспорой традиционно придерживается проамериканского курса во внешней политике, что эксперты из КНР воспринимают очень болезненно и теперь надеются на то, что сингапурцы станут лояльнее относиться к Пекину.
Кроме того, пакистанская гавань в силу своего географического положения поможет и в отношении "продвижения на запад".
"Движение вниз на юге" – это и есть получение прямого доступа КНР к портам на побережье Индийского океана. В этом отношении, помимо Пакистана, Китай весьма рассчитывал на Мьянму и даже провел реконструкцию порта в Ягоне в 2015 г., однако тогда практически синхронно с этим событием произошла резкая эскалация гражданской войны близ китайско-бирманской границы, что сделало невозможным прямое сухопутное сообщение между побережьем Мьянмы и китайской провинцией Юньнань. В случившемся отчетливо прослеживаются последствия проамериканского курса, выбранного руководством южного соседа Китая.
Теперь же, как отмечает Чжань Хао, если проект Гвадара будет осуществляться успешно, то и в Мьянме могут, заметив выгоды от транзитного сообщения, переориентироваться на союз с КНР и открыть для Поднебесной кратчайший доступ в Индийский океан. Таким образом, пакистанский коридор удовлетворяет потребностям сразу трех из четырех элементов Шелкового пути.
Отметим, однако, что порт Гвадар вольно или невольно становится конкурентом совместному проекту транспортного маршрута Индии – Ирана – России, о чем ранее сообщало Накануне.RU.
Кроме того, часть сухопутного маршрута между Пакистаном и КНР пролегает по территории Кашмира, который в Дели считают своей территорией. Данное обстоятельство также не добавит спокойствия в регионе.