Новости
Южноуральские эксперты полны пессимизма. "Логистический комплекс, высокоскоростная магистраль, саммиты ШОС и БРИКС – это все лозунги!"
Политика | Челябинская область | Уральский ФО

Социологи и экономисты из челябинского филиала Российской академии народного хозяйства и госслужбы (РАНХиГС) подвели итоги развития Челябинской области в уходящем году. И даже попытались представить некую концепцию по выходу из экономического кризиса, несколько вычурно озаглавив ее "Демидов 2.0", она, правда, была тут же подвергнута разгромной критике со стороны одного из членов экспертного клуба "15/01", передает корреспондент Накануне.RU.

21 декабря детальное исследование экономического положения Челябинской области представили директор челябинского филиала РАНХиГС Сергей Зырянов, доцент кафедры экономики и менеджмента, кандидат технических наук Олег Иванов и сотрудник института экономики Уральского отделения РАН и Челябинского госуниверситета, кандидат экономических наук Сергей Гордеев, при этом они также являются членами упомянутого экспертного клуба.

Авторы исследования утверждают, что ситуация в экономике Южного Урала хуже, чем у соседей, скажем, в Свердловской или Тюменской областях. Настоящим бедствием для экономики за последние десять лет стал "рост заработной платы, который перекрывает рост производительности труда". На эти тенденции с начала кризиса добавилось серьезное падение производства, падение реальных доходов жителей Челябинской области, как следствие – стагнация на потребительском рынке. По индексу промышленного производства Челябинская область в 2016 году показывает от 94 до 96% к предыдущему, также провальному 2015 году. Падение розницы, по официальным данным, – на 10%, и оно продолжается. Небольшой рост отмечен в сельском хозяйстве, но он во многом "бумажный" и к тому же объясняется инерцией развития прежних лет, считают эксперты. Падают который год инвестиции в основной капитал, падают реальные доходы.

кандидат технических наук Олег Иванов|Фото: Накануне.RU

"В экономике мы сейчас показываем стабильно один из худших показателей среди всех 85 субъектов РФ", - заметил Иванов.

В свою очередь Зырянов отметил возросшую группу людей, которые в соцопросах об уровне жизни все чаще отвечают "хватает только на еду". Либо отвечают вообще, что не хватает на самое элементарное, включая продукты и оплату услуг ЖКХ. "Поверьте, признать перед незнакомым человеком, что ты, по сути – нищий, это очень непросто. И говорит о многом, очень красочно говорит о состоянии дел в экономике", - резюмировал Сергей Зырянов.

директор челябинского филиала РАНХиГС Сергей Зырянов|Фото: Накануне.RU

Сегодня выступавшие отметили и такой неприятный парадокс: индустриально развитая Челябинская область в силу различных исторических и прочих причин оказалась аутсайдером на экономической карте страны. Более того, переломить сложившийся тренд в обозримом будущем уже, к сожалению, не получится, полагают эксперты.

Надо ли говорить, что наблюдения социологов и расчеты независимых экономистов разительно отличаются от картины, которую видят в областном правительстве?

В завершение импровизированного "круглого стола" Сергей Зырянов, Сергей Гордеев и Олег Иванов представили то ли план, то ли, скорее, черновик плана по выходу из кризиса. И обозначили (на их взгляд) конкурентные преимущества, которые по-прежнему сохраняются за регионом и разработка которых сулит хоть возможность прорыва.

кандидат экономических наук Сергей Гордеев|Фото: Накануне.RU

Таких три: полезные ископаемые, наличие добывающей и перерабатывающей промышленности, позволяющей производить добавленную стоимость на месте, логистика и инфраструктура, наконец, наличие трудоспособного образованного населения. Эти три фактора позволили бы запустить на Южном Урале модернизационные процессы, которые авторы предлагают условно назвать программой (после доработки комплексных решений) "Демидов 2.0".

Однако и на этот раз с оптимизмом взглянуть в будущее не получилось. Присутствовавший в зале эксперт клуба "15/01", предприниматель Яков Гуревич камня на камне не оставил от замыслов своих коллег и единомышленников.

"Никаких особо полезных ресурсов, например, нефти или газа, в Челябинской области нет и не было, так что первый фактор отпадает сам собой вместе со вторым – переработкой. Якобы развитая инфраструктура и логистические цепочки – это тоже из области мифов, ничего этого нет, достаточно посмотреть на транспортно-логистический комплекс "Южноуральский", о котором мы протрубили на весь мир. Он тихо умер, даже не родившись. И последнее – никакого конкурентного преимущества в трудовых резервах, по сравнению с соседней Свердловской областью, Башкирией и другими, у нас тоже нет, давайте это прямо признаем. Образованные и грамотные люди сегодня стремятся уехать", - мрачно и методично уничтожал доводы коллег Гуревич. В какой-то момент Зырянов, слушая, даже поинтересовался полушутя: мол, а ты чего еще не уехал?

Яков Гуревич, известный своей последовательной критикой экономической политики властей области, и здесь "прошелся" по считающимся позитивными в коридорах областной власти темам. Про построенный при Михаиле Юревиче  ТЛК "Южноуральский", который попытался было реанимировать Борис Дубровский, Гуревич высказал четкое мнение, которое мы привели выше. Добавив, что, "к счастью нашему, там почти не было государственных (читай – областных) денег". Про проект Дубровского по строительству высокоскоростной магистрали (ВСМ) между Челябинском и Екатеринбургом Гуревич и раньше отрицательно отзывался. Теперь же просто привел еще один серьезный довод: в случае реализации проекта стоимостью 120 млрд руб. инвестиции, если, конечно, рассматривать проект как не заведомо убыточный, придется "отбивать" много и много лет. И бюджету Челябинской области все это сомнительное удовольствие будет стоить ни много ни мало 20 млрд руб в год.

О "любимой игрушке" некоторых подчиненных губернатора, например, заместителя Руслана Гаттарова - о проведении саммитов ШОС и БРИКС в Челябинске в 2020 году было сказано следующее: "Это все лозунги! Возможно, из всех этих прожектов, из ТЛК, из ВСМ единственно право на саммит ШОС и БРИКС давало возможность говорить о чем-то серьезно. Но давайте посмотрим, что, кроме разговоров, сделано за 1,5 года? Ничего. Отсюда вывод, что вариант проведения этих международных мероприятий в Челябинске стремится к нулю", - подытожил свою речь Гуревич.

"Губернатор был честен, сказав, что производство падает и продолжит падать в 2017 году", - констатировал эксперт. Дубровский, напомним, заявил об этом перед сторонниками на конференции движения "За возрождение Урала" (ЗВУ) на минувшей неделе.

Собравшиеся, впрочем, возражать не стали – ранее обрисованные картины в экономике также не давали поводов для оптимизма. Челябинское общество давно и прочно разделилось на, условно, оптимистов, которые с энтузиазмом принимают заявления о ВСМ или перспективах проведения саммитов, и пессимистов, которые приводят мрачные, но, увы,  во многом обоснованные доводы.

Как бороться с экономическим и социальным пессимизмом, наверное, надо думать экспертам и властям вместе. Впрочем, пресс-секретарь губернатора Дмитрий Федечкин считает многие оценки экспертов несправедливыми. Он заявил Накануне.RU:

Дмитрий Федечкин, директор департамента по печати и массовым коммуникациям губернатора Свердловской области |Фото: Накануне.RU

"Не могу согласиться с экспертной оценкой по целому ряду моментов. Прежде всего, хочется устранить жонглирование логикой. То есть как у региона падение показателей – так это суровая действительность, а как рост – так сразу "бумажный"? На минуточку: аграрно-промышленный комплекс региона вырос на 9%, это более чем в три раза выше общероссийских темпов. Не многовато ли для "бумаги"? Сельское хозяйство на протяжении последнего времени  находится в регионе на особом счету, мы отдаем себе отчет в том, что в современных экономических реалиях эта точка роста – одна из немногих, к которой региональные власти имеют непосредственное отношение, на которую оказывают непосредственное влияние и где действительно возможно достижение успеха. Сергей Сушков – один из немногих министров, который подчинен напрямую губернатору Челябинской области Борису Дубровскому. Отсюда и результаты, которые категорически нельзя считать "бумажными". Челябинская область занимает первое место по количеству инвестпроектов и объемам инвестиций в аграрно-промышленный комплекс в стране, это – официальная статистика Минсельхоза России. О какой предопределяющей роли "инерции развития прошлых лет" в сельском хозяйстве говорят эксперты? Неужели о той, когда предыдущая региональная власть находилась, мягко говоря, в прохладных отношениях, как минимум, с двумя топовыми аграрными компаниями области? Если так, то это скорее была инерция торможения…

Абсолютно неверно трактуются слова губернатора, произнесенные во время конференции движения "За возрождение Урала" несколько дней назад в части оценки экономических реалий. Борис Дубровский заявил, что "экономика страны и регионов постепенно оживает, и уже в следующем году мы рассчитываем остановить снижение объемов производства, создать условия для поступательного экономического роста". Мне тяжело понять логику, исходя из которой экспертами сделан вывод о том, что производство продолжит падать в 2017 году, и уж тем более комментировать построенные на этой перевернутой трактовке умозаключения.

При этом ни для кого не секрет, что специфика ключевых отраслей промышленности Челябинской области - металлургии и машиностроения - такова: в сложных экономических условиях они обычно падают сильнее среднероссийских показателей, зато в годы подъема бурно растут, выше общероссийских темпов. Как человек, более тринадцати лет проработавший на одном из самых серьезных машиностроительных предприятий региона - Уральском автозаводе - готов с цифрами подтвердить достоверность данного тезиса. А с кем предлагают сравнивать Челябинскую область эксперты? С Тюменской областью, особенно на фоне заявлений о том, что нефтегазодобыча в стране вышла на рекордные показатели? Можно ли назвать подобные сравнения корректными – не умаляя, естественно, успехов наших соседей по федеральному округу? Создание любых экономических предпосылок, диверсификация промышленности и отдельных ее отраслей – это задача, достижение которой ведется годами, иногда десятилетиями, галоп в таких темах вредоносен. И апелляция к губернатору Челябинской области Борису Дубровскому  по этой теме экспертным сообществом может быть только в сострадательных тонах. Потому что, нравятся они кому-нибудь или нет, но у Челябинской области только сейчас появляются стратегические проекты. Подчеркну: именно появляются, а не достаются по наследству.

Проведение в Челябинске саммитов ШОС и БРИКС – это то, что может послужить серьезным толчком для развития региона, послужить инструментом. Ведь очевидно, что за последние годы в России прорыв состоялся у тех городов, которые принимали и проводили те или иные масштабные мероприятия международного уровня и реализовывали связанные с ними инфраструктурные проекты: Екатеринбург (саммит ШОС), Сочи (Олимпиада), Казань (Универсиада и ряд других мероприятий). Я дважды за год был в Уфе и видел, как преобразилась столица у наших соседей. И мне совершенно непонятен посыл о том, что эффект от проведения саммитов ШОС и БРИКС – это лозунги. Неужели кто-то думает, что без саммитов региону будет лучше, чем с саммитами? А если хуже точно не будет, то тем более надо цепляться за проведение саммитов ШОС и БРИКС, что и делает команда губернатора, и уж точно не иронизировать над нею".

Денис Лузин