Новости
Развитие сюжета:

18:30 21.03.2016 ТюмГУ выделят 150 миллионов рублей на вхождение в программу "5-100"

17:38 30.03.2016 Ректор ТюмГУ расскажет, на что пойдут выделенные Минобром 150 миллионов рублей

15:38 01.04.2016 "Своих мало?" ТюмГУ потратит 150 миллионов на иностранных исследователей

"Вуз - это не предприятие по извлечению прибыли". Общественники раскритиковали дорожную карту вхождения ТюмГУ в "5-100"
Общество | Тюменская область | Уральский ФО

Тюменский государственный университет (ТюмГУ) опубликовал основные положения дорожной карты по вхождению в проект Минобра "5-100". Главные аргументы "за" участие в программе общественников не убедили, напротив, они узрели в них глобальную угрозу для российского образования, передает корреспондент Накануне.RU.

Основные тезисы дорожной карты ректор ТюмГУ Валерий Фальков представил членам ученого совета на прошлой неделе. Он не обделил вниманием сопровождавшие принятие документа дискуссии.

"Самое главное, что разработка дорожной карты и программы повышения конкурентоспособности сопровождалась беспрецедентной дискуссией. Столько дерзновенный, как сказал один из уважаемых профессоров, прорыв ТюмГУ в проект "5-100" практически никого в университете, да и за его пределами, не оставил равнодушными. Накал страстей вокруг программы университета сыграл большую положительную роль: большинство сотрудников и партнеров университета прочитали первоначальный вариант программы и задумались о судьбе университета, о стратегии движения вперед", - сказал Фальков.

Накануне.ру, Накануне.RU, баннер(2015)|Фото: Фото: Накануне.RU

Действительно, с момента принятия программы повышения конкурентоспособности вуза протест общественников участию ТюмГУ в "5-100" достиг предела. Активисты успели провести несколько пикетов и круглый стол с привлечением руководства вуза, экспертов и депутата Госдумы. А главная противница вхождения в проект из числа сотрудников вуза – преподаватель Гульнара Аитова ощутила на себе все проявления свободы слова в академической среде.

Ректор перечислил основные положения дорожной карты. Первый пункт с нескромным названием "Превосходное образование" подразумевает увеличение числа дисциплин на иностранном языке до 300 и разработку собственных онлайн-курсов.

Противники участия вуза в программе "5-100" считают, что перевод дисциплин на иностранный язык противоречит декабрьскому указу президента о повышении привлекательности образования на русском языке на мировом рынке образовательных услуг. Кроме того, это чревато переформатированием сознания школьников.

Накануне.RU, лого, логотип (2015)|Фото: Фото: Накануне.RU

"Совершенно непонятен мотив внедрения образовательных курсов полностью на английском языке. Вспомним слова профессора Спиркина: "Сознание не только выявляется, но и формируется с помощью языка". То есть смена языка отнюдь не так безобидна, как может показаться на первый взгляд. Еще более любопытны выводы американских лингвистов Джорджа Лакоффа и Марка Джонсона, которые в работе "Метафоры,в которых мы живем" говорят буквально следующее: "Благодаря языку, мы получили также доступ к метафорам, структурирующим наше восприятие, наше мышление и наши действия". Тема языка чрезвычайно глубока и актуальна сегодня. И исходя из этого можно предположить, что апологетам идеи внедрения преподавания целых курсов полностью на английском языке в российских вузах, зачем-то очень нужно заняться переформатированием сознания учащихся", - поделилась своим мнением с Накануне.RU председатель тюменского отделения Родительского всероссийского сопротивления (РВС) Ольга Ермакова.

Она добавила, что, скорее всего, руководство вуза таким образом  старается подстроиться под иностранных преподавателей, которых позовут вести лекции в ТюмГУ.

билборд накануне(2007)|Фото: Фото: Накануне.RU

Что касается онлайн-курсов, то на практике они оказываются не так хороши. К такому выводу пришли американские профессора, к опыту которых в частности апеллирует ректор ТюмГУ, говоря, что "нужно прилично смотреться в приличном обществе. Все западные университеты такие курсы имеют".

Следующий пункт – "Новые лица" гласит: "Мы говорим о практикоориентированном образовании, и сейчас пришло время привлекать специалистов-практиков". Это не может не насторожить нынешних работников вуза.

"Программа повышения конкурентоспособности в рамках проекта "5-100" в принципе не ориентирована на "родных", уже работающих преподавателей вуза. При внимательном прочтении программы, предложенной ТюмГУ, складывается ощущение, что все нацелено на "создание комфортных условий для зарубежных научно-педагогических работников". О своих же говорится в тоне: "прошедшие пик научной продуктивности", инбреды и так далее. Разница очевидна", - отмечает Ермакова.

Тюменский государственный университет, ТюмГУ, 5-100, 5.100|Фото: ТюмГУ

"Родных" преподавателей Фальков призывает отказаться от гуманитарных категорий в пользу экономических законов.

"Мы должны двигаться очень динамично. Но значительная часть коллектива рассуждает в "гуманитарных" категориях, абсолютно не отдавая себе отчет, что вуз – это тоже предприятие, которое действует по экономическим законам. Кроме того, есть такое понятие, как "экономика образования", - сказал ректор.

У оппонентов руководства вуза – диаметрально противоположное мнение.

"Эффективные менеджеры от образования совершенно не отдают себе отчет (или не хотят), что выводя гуманитарные категории из высшей школы, они разрушают систему образования в стране. Вуз - это не предприятие по извлечению прибыли. Вуз - это пространство для взращивания "человеческого в человеке", как сказал доктор психологических наук, академик Российской академии образования Виктор Слободчиков. Образование нужно рассматривать как "антропологическую практику ". Это совершенно другой подход, нежели тот, который предлагают нам менеджеры-реформаторы, коммерциализируя сферу образования. Это та сфера, к которой рыночные отношения абсолютно неприемлемы. Это приведет к разрушению образования и, как следствие к деградации государства. Майдан на Украине начался с "майданизации" сознания, и здесь школа сыграла ключевую роль. Об этом нужно помнить. Мы же не хотим для себя подобного сценария?" – заключила активистка РВС.

Напомним, что программа "5-100" нацелена на попадание пяти российских вузов в сотню лучших вузов мира к 2020 г. Участие ТюмГУ в программе поддержал губернатор Владимир Якушев

Анна Смирнова


Предыдущие новости на эту тему:

17:40 26.10.2015 Тюменский госуниверситет стремится в число лучших университетов мира

18:02 11.12.2015 Группа преподавателей ТюмГУ выступила против участия в ливановской программе "5-100", в вузе назвали их опасения мифами

17:44 18.12.2015 "5-100" против стандартов СССР": в Тюменском госуниверситете продолжается противостояние "отцов и детей" или это "протест одного человека"?

15:46 15.01.2016 Замечания Счетной палаты по "5-100" могут стать "роковыми" для вхождения ТюмГУ в программу

10:54 19.01.2016 Студенты ТюмГУ поделились ожиданиями от "5-100": личные шкафчики, инновационные лаборатории и рекрутинговое агентство

17:47 22.01.2016 Противники вхождения ТюмГУ в "5-100" попросили руководство вуза не торопиться с принятием дорожной карты

16:16 23.01.2016 В Тюмени прошел пикет против вхождения ТюмГУ в "5-100"

10:44 25.01.2016 В ТюмГУ отложили рассмотрение программы для вхождения в "5-100" и объявили "публичное порицание" главной противнице перемен

17:36 25.01.2016 Элитарное образование, отказ от традиций и коммерциализация знаний: что влечет участие ТюмГУ в "5-100"?

18:10 26.01.2016 "Дискуссия была горячей": сторонники и противники участия Тюменского госуниверситета в "5-100" встретились за круглым столом

17:24 27.01.2016 "В их аргументах есть рациональное зерно", - депутат Госдумы призывает руководство ТюмГУ прислушаться к мнению противников "5-100"

17:58 29.01.2016 Главную противницу участия ТюмГУ в проекте "5-100" не пустили на коммуникативную лабораторию с ректором

11:29 01.02.2016 В ТюмГУ утвердили "скандальный" план вхождения в "5-100"

18:34 02.02.2016 Владимир Якушев убежден, что участие ТюмГУ в "5-100" повлечет положительные изменения